Страница 1 из 1

Морская служба Восточной Пруссии (Seedienst Ostpreußen)

Добавлено: 10-03-2009 21:23:42
gsm_689
Тема, о которой ниже пойдет речь в настоящее время очень актуальна для жителей Калининградской области, да и остальной России тоже. Поскольку сейчас наша область находится в эксклавном положении по отношении к остальной территории РФ, то стоит обратить внимание на немецкий мирный опыт решения похожей проблемы, которая возникла перед Германией после 1918г.

Морская служба Восточной Пруссии («Seedienst Ostpreußen»)
Морская служба Восточной Пруссии была средством перевозки людей и грузов между Восточной Пруссией и остальной частью Германии в период с 1920 по 1939г.
После поражения Германии в Первой мировой войне Восточная Пруссия оказалась отрезанной от остальной части Германии так называемым Данцигским коридором, по которому вновь образованное польское государство получило выход к Балтийскому морю.

Политическая обстановка в регионе в 20-30-е годы
Deutsches_Reich.jpg
Правительство Веймарской Республики опасалось возможных неприятностей для пассажиров, почты и грузов при следовании через Данцигский коридор. При достаточно враждебном отношении Польши к Германии сухопутный железнодорожный путь представлялся в недостаточной степени надежным и легко перекрываемым в случае обострения отношений между странами. И поэтому единственной надежной связью между двумя частями Германии являлся морской путь по Балтийскому морю.
В январе 1920г. министерством путей сообщения Веймарской республики была создана Морская служба Восточной Пруссии.

Рекламный проспект «Seedienst Ostpreußen»
seedienst_o1.jpg
Уже 30 января 1920г. судно «Hörnum» (бывший минный тральщик), принадлежавшее компании «HAPAG» (Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actiengesellschaft) оставило порт Свинемюнде и взяло курс на Пиллау. Удачное начало было положено. Позднее суда для перевозок предоставили такие компании, как «Norddeutsche Lloyd» (Бремен) и транспортная компания «Braeunlich» (Штеттин).
Сначала рейсы выполнялись четыре раза в неделю от Швинемюнде до Цоппота или Пиллау. Позже количество рейсов удалось довести до ежедневного летом и 4-5 раз в неделю в зимний период. В 1927г. маршрут следования рейсов продлился на северо-восток к Мемелю, а в 1930г. до Либавы. С 1933г. на западе маршрут продлился до Любека, а с 1934г. до Киля.
Суда, которые поначалу применялись для перевозок между Свинемюнде и Пиллау оказались не очень подходящими для достаточно продолжительного рейса (около 15 часов). Слишком малелькие и малокомфортабельные суда не могли применяться для ночных рейсов из-за отсутствия полноценных спальных мест. Поэтому министерство путей сообщения Германии начало постепенную закупку более комфортабельных кораблей для Морской службы Восточной Пруссии, которые обслуживались различными транспортными компаниями.
В 1926г. в эксплуатацию были введены судна «Preußen» (пароходство «Braeunlich» (Штеттин)) и «Hansestadt Danzig» (пароходство «Norddeutsche Lloyd» (Бремен)), в 1935г. – «Tannenberg» (пароходство «HAPAG» (Гамбург)). Начатое в 1939г строительство судна «Marienburg» было прекращено из-за начавшейся Второй мировой войны. Также уже в конце сентября 1939г. из-за разгрома Польши Германией деятельность Морской службы Восточной Пруссии была прекращена.

Re: Морская....

Добавлено: 10-03-2009 21:24:45
gsm_689
И немного о самих судах-участниках Морской службы.

«Preußen»
Preussen.jpg
Preussen_3.jpg
Preussen_4.jpg
Preussen_5.jpg
Preussen1.jpg
Preussen2.jpg
Preussen2.jpg (21.26 КБ) 2430 просмотров
Построен на вервях Stettiner Oderwerken (Штеттин) и спущен на воду 17 марта 1926г. одновременно с судном «Hansestadt Danzig». Оба вышеуказанных судна имели одинаковую конструкцию. В отличии от первых судов Морской службы на «Preußen» в распоряжении пассажиров находилось 120 двухместных спальных кают.
В сентябре 1939г. «Preußen» вошел в состав Кригсмарине и был перестроен в минный заградитель. Принимал участие в постановке мин в апреле 1940г. в проливе Скагеррак. При этом допустил столкновение с немецкой подводной лодкой. 9 июля 1941г. «Preußen» вместе с «Hansestadt Danzig» и «Tannenberg» попал на шведское минное поле около южной оконечности острова Эланд. После подрыва на мине экипаж был вынужден затопить корабль. В 1952г. обломки с глубины 21м были подняты шведской фирмой и отправлены в лом.

Технические данные:
Водоизмещение: 2529 тонн
Длина: 90,5 м
Ширина: 11,7 м
Осадка: 5,8 м
Год выпуска: 1926

Вооружение:
Пушки противовоздушной обороны: 2 x 88 мм
Пулеметы: 4
Морские мины: 400

Re: Морская....

Добавлено: 10-03-2009 21:25:49
gsm_689
«Hansestadt Danzig»
Hanseschtadt Danzig1.jpg
Hanseschtadt Danzig2.jpg
Hanseschtadt Danzig4.jpg
Hansestadt Danzig.jpg
Является копией судна «Preußen». Также построен в Штеттине и спущен на воду 17 марта 1926г. Но в отличие от «Preußen» имел площадки на палубе, достаточные для перевозки нескольких автомобилей либо множества велосипедов.

Площадка для перевозки автомобилей
Изображение

В 1939г. тоже был перестроен в минный заградитель. В апреле 1940г. транспортировал немецкие войска в Копенгаген. В январе 1941г. совместно с другими кораблями принимал участие в установке минного заграждения «Померания» в Северном море, в июне 1941г. – установка минного заграждения «Апольда» в Балтийском море.

Орудие «Hansestadt Danzig»
Hanseschtadt Danzig3.jpg
9 июля 1941г. опять же вместе с «Preußen» и «Tannenberg» попал на шведское минное поле около южной оконечности острова Эланд и затонул.
В 1952г. был поднят и отправлен в лом.

Технические данные:
Водоизмещение: 2225 тонн
Длина: 93,6 м
Ширина: 11,7 м
Осадка: 5,8 м
Год выпуска: 1926

Вооружение:
Пушки противовоздушной обороны: 2 x 88 мм
Пулеметы: 4
Морские мины: 360

Re: Морская....

Добавлено: 10-03-2009 21:27:03
gsm_689
«Tannenberg»
Tannenberg1.jpg
Tannenberg2.jpg
Tannenberg3.jpg
Tannenberg4.jpg
Tannenberg8.jpg
Tannenberg9.jpg
Tannenberg10.jpg
Tannenberg12.jpg
Tannenberg13.jpg
Tannenberg15.jpg
Tannenberg16.jpg
Tannenberg17.jpg
Tannenberg18.jpg
Tannennberg Seedienst Ostpreussen 1936.jpg

«Tannenberg» был третьим специально построенным судном для Морской службы Восточной Пруссии. Он развивал скорость около 20 узлов и был самым быстроходным из судов, облуживающих линию. Портом его приписки являлся Штеттин.
Спущен на воду 16 марта 1935г. в Штеттине. Предназначался для перевозки 2000 пассажиров и примерно 100 легковых автомобилей за рейс. При необходимости «Tannenberg» использовался для перевозки молодых матросов к месту службы в Киль, главную базу ВМФ Германии.
В 1939г. вместе с «Preußen» и «Hansestadt Danzig» был призван под знамена Кригсмарине и стал минным заградителем, но в отличие от своих более мелких собратьев обладал более мощным артиллерийским вооружением (см. ТТХ).

Боевая раскраска
Tannenberg6.jpg
Tannenberg7.jpg
Tannenberg7.jpg (22.52 КБ) 2427 просмотров
В 1940-41г. участвовал в постановке минных заграждений «SW2», «SW3» и «Померания» в Северном море, «Апольда» - в Балтийском.
9 июля 1941г. опять же вместе с «Preußen» и «Hansestadt Danzig» (ох уж эта неразлучная троица) попал на шведское минное поле около южной оконечности острова Эланд и затонул. Причем при взрыве оторвало носовую часть. В 1952г. корма была поднята и отправлена в лом.

Последние дни жизни и поднятая шведами корма
Tannenberg5.jpg
Технические данные:
Водоизмещение: 5504 тонн
Длина: 129,5 м
Ширина: 15,5 м
Осадка: 7,4 м
Год выпуска: 1935

Вооружение:
Орудия: 3х150мм
Пушки противовоздушной обороны: 4x37мм
Автоматические пушки: 6x20мм
Морские мины: 460

Re: Морская....

Добавлено: 10-03-2009 21:27:51
gsm_689
«Marienburg»
Спущен на воду 14 октября 1939 года со стапелей верфи «Stettiner Oderwerke Werft» в Штеттине. Это было четвертое судно, которое было заказано для Морской службы Восточной Пруссии. Однако, ввести в строй «Marienburg» так и не удалось. К началу Второй мировой войны практически вся судостроительная промышленность Германии была переведена на военные заказы и большинство все гражданских проектов было заморожено. Всю войну судно простояло в заливе «Dammschen See» возле Штеттина. При отступлении немецкие войска затопили недостроенный корпус «Marienburg» в акватории завода. В 1946 году корпус был поднят со дна залива, но лишь в октябре 1950 года, после утверждения проекта достройки судна, оно покинуло место своей стоянки и было отбуксировано в Висмар на завод «Mathias Thesen».
В 1955 году обновленное судно, получившее название «Ленсовет» покинуло верфь и было зачислено в состав Балтийского морского пароходства. Однако уже в следующем году, в связи с нехваткой судов на черноморских линиях «Ленсовет» был передан в Черноморское морское государственное пароходство и приписан к порту Одесса.
Через некоторое время по ходатайству руководства Абхазской АССР и Грузинской ССР судно было переименовано в «Абхазию» в память о первой довоенной «Абхазии» из серии «крымчаков», погибшей в 1942 году от немецких авиабомб.
Много лет «Абхазия» ходила по маршруту Одесса-Варна. 15 марта 1980 года «Абхазия» под прощальный рев гудков и сирен покинула Одессу навсегда, и вскоре в испанском порту Вилланова недалеко от Барселоны судно было разрезано на металлолом.

«Абхазия»
ABKHAZIYA.jpg
Технические данные:
Водоизмещение: 6946 тонн
Длина: 131,6 м
Ширина: 18,3 м
Осадка: 5,5 м
Год выпуска: 1939/1955

Re: Морская....

Добавлено: 12-03-2009 15:06:37
Кальтер
Да, здорово! Очень интересный материал по серии этих судов! Изображение
Кстати, посетила мысль про тему о поисках судна ледокольно типа "Кастора". Там фигурирует судно под названием "Ostpreußen". Вот, сколько не интересовался, везде натыкался на "Preußen" (который здесь упомянут) и "Westpreußen". По логике, должно быть и судно "Ostpreußen", но чот-то фоток его нет... :(
Добавлю интересную фотку по теме: "Танненберг в Пиллау"

Re: Морская....

Добавлено: 28-05-2009 13:50:47
Андрей
Дополнение на тему Морской службы Восточной Пруссии («Seedienst Ostpreußen»)

Один из пароходов первого поколения, трудившихся на линии - "Кайзер"
Pillau - die ''Kaiser''.jpg
Schiff Kaiser.jpg
Построен в 1905 г в Штеттине на верфи Stettiner Maschinenbau AG "Vulcan", для Hamburg-Amerika Linie, приписан к Гамбургу. Двухпалубный, 1912 брт, 92,4х11,7х3,5 м, 4 турбины AEG в 3000 л. с., 2 винта, 2 трубы, 16 узлов, пассажировместимость до 900 чел (150 в каютах). Предназначался для обслуживания курортных линий в Северном море. 1-й немецкий гражданский турбоход. В I Мировую войну использовался как минный заградитель. В 1922-1923 годах прошел капремонт и замену турбин на верфи Stettiner Oderwerke AG, стал однотрубным. Во II Мировую войну - опять минный заградитель. Британский трофей, 08.1945 передан СССР и переименован в "Некрасов". В 1947 г. передан Польше в рамках раздела немецкого флота и переименован в "Beniowski" в Гулле, где до конца октября ремонтировал ГЭУ. Использовался на линии Сопот - Гдыня - Шецин. Являлся крайне нерентабельным - жрал горы угля, в связи с чем с 1950 г. использовался как несамоходная база Школы юнг. На слом сдан в 1954 г.

Вот он же в послевоенный период:

Изображение
http://s58.radikal.ru/i159/0905/89/1228bc547fd7.jpg

Re: Морская....

Добавлено: 11-06-2009 12:24:47
panart
Дополнение к пароходной теме ВП.
Пароходы Морской службы Восточной Пруссии (Seedienst Ostpreußen) в порту Пиллау.

Re: Морская....

Добавлено: 13-06-2009 21:44:45
gsm_689
panart писал(а):На втором и третем снимках Kaiser и Hansestadt Danzig соответственно
А на первом Tannenberg :wink:

Re: Морская....

Добавлено: 14-06-2009 19:25:17
panart
gsm_689 писал(а):
panart писал(а):На втором и третем снимках Kaiser и Hansestadt Danzig соответственно
А на первом Tannenberg :wink:
Спасибо, Василий, за уточнение!
А то я с кормы никак не мог разглядеть название

Re: Морская....

Добавлено: 14-06-2009 21:51:36
gsm_689
panart писал(а):
gsm_689 писал(а):
panart писал(а):На втором и третем снимках Kaiser и Hansestadt Danzig соответственно
А на первом Tannenberg :wink:
Спасибо, Василий, за уточнение!
А то я с кормы никак не мог разглядеть название
Там только по расположению иллюминаторов можно вычислить :wink:

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 15-06-2009 22:33:32
gsm_689
Несколько фоток "Hansestadt Danzig"

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 15-06-2009 22:34:53
gsm_689
Фотографии пассажиров "Hansestadt Danzig"

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 15-06-2009 22:44:57
gsm_689
И еще немного про "Hansestadt Danzig"

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 16-06-2009 09:43:53
panart
gsm_689 писал(а):Несколько фоток "Hansestadt Danzig" ...
Спасибо, Василий, отличная данцигская серия снимков!
Фотографии просто класс!Качество, как будто вчера на цифру снимали.
Наверное оригиналы обработаны фильтрами, убирающими дефекты и "мусор".

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 16-06-2009 20:47:11
gsm_689
panart писал(а):
gsm_689 писал(а):Несколько фоток "Hansestadt Danzig" ...
Спасибо, Василий, отличная данцигская серия снимков!
Фотографии просто класс!Качество, как будто вчера на цифру снимали.
Наверное оригиналы обработаны фильтрами, убирающими дефекты и "мусор".
Не знаю, все воэможно

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 16-06-2009 20:56:12
gsm_689
Уже не помню откуда данные фото были взяты, ссылки не осталось.
Но есть еще подборка про "Tannenberg"

Вот процесс выгрузки автомобилей

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 16-06-2009 21:01:27
gsm_689
Внутри "Tannenberg'а"

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 24-06-2009 15:07:20
preussen
еще про "Танненберг".

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 24-06-2009 20:57:48
gsm_689
preussen писал(а):еще про "Танненберг".
Еще пару штук на тему "Танненберг" в Пиллау

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 25-06-2009 07:45:20
uran238
много однотиповых фоток Танненберга при заходе в гавань в Пиллау.

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 25-06-2009 08:07:31
panart
Уж точно, Танненбергом "наелись" ... :wink:
Надо чего-то нового

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 25-06-2009 21:19:20
gsm_689
Денис, как всегда отличные фотки!!!
Ну и от меня картинко до кучи.
Вот она неразлучная троица до самой своей гибели (см. первую страницу темы): «Preußen», «Hansestadt Danzig» и «Tannenberg»

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 25-06-2010 15:26:11
Андрей
Нашлось наконец-то фото парохода "Остпройссен", работавшего в Морской службе Восточной Пруссии до прихода туда новых судов. Вопрос о том, был ли такой вообще (помимо просто "Пройссена") и если был, то как выглядел, когда-то возникал на форуме. Под снимком подпись: "Суда Морской службы Восточной Пруссии в гавани". В носу явственно просматривается название.

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 19-07-2010 22:31:55
gsm_689
Типичные пассажиры "Seedienst Ostpreussen"...
На заднем плане ''Hansestadt Danzig''
На заднем плане ''Hansestadt Danzig''
А это "Preussen"
А это "Preussen"

Re: Морская....

Добавлено: 06-01-2011 14:05:39
пруссак
Андрей писал(а):Дополнение на тему Морской службы Восточной Пруссии («Seedienst Ostpreußen»)

Один из пароходов первого поколения, трудившихся на линии - "Кайзер"

Изображение
http://s53.radikal.ru/i139/0905/52/f82c912038bd.jpg

Построен в 1905 г в Штеттине на верфи Stettiner Maschinenbau AG "Vulcan", для Hamburg-Amerika Linie, приписан к Гамбургу. Двухпалубный, 1912 брт, 92,4х11,7х3,5 м, 4 турбины AEG в 3000 л. с., 2 винта, 2 трубы, 16 узлов, пассажировместимость до 900 чел (150 в каютах). Предназначался для обслуживания курортных линий в Северном море. 1-й немецкий гражданский турбоход. В I Мировую войну использовался как минный заградитель. В 1922-1923 годах прошел капремонт и замену турбин на верфи Stettiner Oderwerke AG, стал однотрубным. Во II Мировую войну - опять минный заградитель. Британский трофей, 08.1945 передан СССР и переименован в "Некрасов". В 1947 г. передан Польше в рамках раздела немецкого флота и переименован в "Beniowski" в Гулле, где до конца октября ремонтировал ГЭУ. Использовался на линии Сопот - Гдыня - Шецин. Являлся крайне нерентабельным - жрал горы угля, в связи с чем с 1950 г. использовался как несамоходная база Школы юнг. На слом сдан в 1954 г.

Вот он же в послевоенный период:

Изображение
http://s58.radikal.ru/i159/0905/89/1228bc547fd7.jpg

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 06-01-2011 14:08:48
пруссак
пароход "Один", также ходивший на восточнопрусском сообщении, в Цоппоте, с Гинденбургом на борту
Odin-Zoppot.gif

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 02-01-2014 22:37:24
Андрей
"Hansestadt Danzig" в Соппоте.
Фото с аукциона.

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 06-02-2014 18:18:04
TOR
Пароход "Preussen" Морской службы Восточной Пруссии в порту Травемюнде.
И если я не ошибаюсь у него под тифоном реальная пятиконечная звезда. У других судов этой компании в разные времена - либо ничего, либо герб. У "Preussen" на некоторых фото тоже есть герб. Но здесь звезда и тифон. Как пишет Вики первые тифоны появились в 1930-е годы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0% ... %BE%D1%80)

Но звезда на судне с таким харизматичным названием в 1930-е в Германии меня удивляет.

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 06-02-2014 18:36:41
motorman
Звезда...ну и что?В последствии офицеры кригсмарине носили зведы на рукавах парадных мундиров вместе с галунами,как-то в порядке вещей считалось))...

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 08-02-2014 12:35:36
TOR
gsm_689 писал(а):Денис, как всегда отличные фотки!!!
Ну и от меня картинко до кучи.
Вот она неразлучная троица до самой своей гибели (см. первую страницу темы): «Preußen», «Hansestadt Danzig» и «Tannenberg»
В Пиллау

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 01-07-2014 18:54:28
TOR
Думал, что по теме морской службы Восточной Пруссии "Seedienst Ostpreußen" все пароходы перечислены, но найдено еще одно судно.
Robert Möhring”, судно числилось там только в 1939 году, с 1940 по 1944 в Кригсмарине перевозило военные грузы и личный состав , с 1944 по 1945 год использовалось как госпитальное судно, 6 марта 1945 года при массированном налете авиации союзников на порт Sassnitz, приняв до этого на борт 737 раненых и беженцев, было потоплено у причала двумя авиабомбами, погибло 353 человека.

Судно было построено в 1927 году - Germaniawerft, Kiel.
Первое название "OROTAVA", судовладелец Norddeutscher Lloyd.
Robert Mohring.jpg
schiff Robert Möhring.jpg
RM.jpg

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 16-07-2014 17:26:08
TOR
Dampfer "KAISER" в раскраске "Seedienst Ostpreußen".
На первой странице темы про это судно упоминалось, но первое фото не доступно ( как и многие фотки на форуме, в некоторых сообщениях старше 2-х, 3-х лет)
Seedienst Ostpreußen.jpg

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 24-01-2016 09:25:48
TOR
Затариваются в Данциге местным ликерчиком
D. Brake.jpg

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 09-02-2016 18:19:23
TOR
"BRAKE" - один из пароходов Seedienst Ostpreußen
BRAKE.jpg
BRAKE-2.jpg

Re: Гражданское судоходство

Добавлено: 12-02-2016 10:53:23
TOR
Еще "BRAKE"
BRAKE .JPG

Re: Гражданское судоходство до 1945 г.

Добавлено: 04-03-2023 22:56:46
Андрей
«Hansestadt Danzig» в Хельсинки, 1938 год
Ганзештадт Данциг в Хельсинки 1938_1.jpg
Ганзештадт Данциг в Хельсинки 1938_2.jpg

Re: Гражданское судоходство до 1945 г.

Добавлено: 24-04-2023 18:51:48
Андрей
«Preussen» на р. Данге в Мемеле, 1936-38 гг
Рядом самый крупный корабль ВМС Литвы «Prezidentas Smetona»
Пройссен и Сметона.jpg

Re: Морская служба Восточной Пруссии (Seedienst Ostpreußen)

Добавлено: 07-05-2024 11:47:52
gsm_689
TOR писал(а): 16-07-2014 17:26:08 Dampfer "KAISER" в раскраске "Seedienst Ostpreußen".
Похожий ракурс
Schiff KAISER.jpg