обстоятельный пост по теме от ГАКО
https://vk.com/wall-172721239_35770. Касается и
святого Коксогазия
viewtopic.php?t=1959
В ноябре 1852г. в Кёнигсберге (ныне Калининград) вступило в строй «Предприятие газового освещения» (нем. Gasbeleuchtungsanstalt), в которое входили: газовый завод, уличные газопроводы и объекты-потребители газа. Поначалу это были лишь уличные фонари, которых на 30 ноября 1852г. было 725.
Предыстория этой вехи в развитии коммунального хозяйства города относится к 1825г., когда городская община впервые подняла вопрос о переводе уличного освещения, которое осуществлялось масляными лампами, на новый и более выгодный источник энергии – газ.
Газовый завод расположился в районе, ограниченном современными улицами Краснооктябрьская (бывшая Цугграбен/Кайзерштрассе) – Мореходная (бывшая Турнерштрассе) – Казанская (бывшая Георгштрассе) – Новый Вал (бывшая Нойе Дамгассе). Современная улица профессора Морозова (тогда Магацингассе, позднее Коринтендамм) связывала завод с причалами на Прегеле. Туда мелкими судами и баржами подвозился уголь из Пиллау (Балтийск), куда его доставляли крупные углевозы, главным образом из Англии.
Количество газовых фонарей увеличивалось с каждым годом: в 1868 году оно равнялось 1136, в 1896 году – 1898, в 1907 году – 5035. Газовые светильники устанавливались и по заявкам частных лиц, к 1868г. было проложено уже 22 988 м частных газовых подводок.
В 1900г. в Кёнигсбергском районе Коссе на Хольштайнер Дамм (ныне ул. Правая Набережная) началось строительство
нового газового завода, руководил строительством советник по строительству доктор Фердинанд Кригер. Печи и газгольдеры проектировал Аугуст Клённе из Дортмунда. Новый газовый завод имел подъездные пути к железной дороге на Пиллау и к Прегелю. В 1902г. завод был принят в эксплуатацию. По данным на 1907г. кубометр произведенного на нём газа стоил 16 пфеннигов.
К 1921г. количество газовых фонарей сократилось до 4708, так как началось вытеснение газовых светильников электрическими. Но газ в то время расходовался уже и на иные городские нужды, прежде всего, на бытовые нужды населения. В 1921г. в городе имелось уже 46 760 газобаллонов и 293 км газовых сетей.
Эксплуатация газового предприятия города не обошлась без катаклизмов. Практически во всех источниках упоминается взрыв газгольдера в 1853г. О жертвах и разрушениях источники не упоминают.
Источники:
1. Albinus R. Lexikon der Stadt Königsberg Pr. und Umgebung. Leer. 1988. S.95.
2. Altpreußische Biographie / Hrsg. von Forstreuter K., Gause F. Mahrburg/Lahn. 1975. S.983, 984.
3. Königsberg / Hrsg. vom Magistrat der Stadt Königsberg Pr. Königsberg. 1925.
4. Königsberg Pr. und Umgebung. Reprint von 1910. Leer. 1988. S.30.
5. Mühlpfordt H. M. Königsberg von A bis Z. München. 1972. S.41.
«Частный» газовый фонарь на стене пивного трактира в Лёбенихте
Классический фонарь на Катцен-стейг
http://www.etomesto.ru/map-kaliningrad_ ... =54.710062
такое чувство, что на этой карте газ.фонари и обозначены, конкретно этот номер 9041. Может кто еще сопоставит карту с фоточками