Дорога времени
Модератор: Serg_08
Дорога времени
Дорога времени
На первый взгляд – обыкновенная заштатная железная дорога. Ответвившись в посёлке Луговое Гурьевского округа от магистрального пути Калининград-Москва, она ведёт в пограничный институт. Пользуются ею редко. Рельсы совсем ржавые…
Только внешность их обманчива. Рельсы непростые. Нет, не золотые. Раритетные.
Ну-ка, что тут сбоку за буквы-цифры? «THYSSEN 1936». Кто бы мог подумать! Рельс такой с виду «наш» – а оказывается, «немец». Да старый какой, ровесник Сталинской конституции.
Ого, да тот рельс ещё ничего, мальчик. Рядом – «KRUPP 1915»! В Первую мировую, стало быть, свет увидел.
На третьем рельсе: «UNION 1904». Здесь что, железнодорожный музей под открытым небом?! Может, и постарше экспонаты есть?
Пожалуйста. Соседний был сделан в 1899-м. Ну, вот мы и в XIX веке. Следующий!
Следующий – 1894 года выпуска. Александр III умер, Николай II взошёл на престол. До каких же глубин мы по этой дороге времени доберёмся?
Самым «пожилым» оказался «UNION 1891». Помнится, Мосин в том году знаменитую винтовку придумал. Булгаков родился. А ещё – Сибирскую железную дорогу строить начали.
Но этому рельсу выпала другая судьба. Не в стратегическую магистраль лечь довелось, а во второстепенную колею на окраине Кёнигсберга. Впрочем, потому он, наверное, и уцелел до наших дней. Да не просто уцелел, всё ещё «в строю». И сосед его – советский рельс образца семидесятых. А поезда по нему ходят уже и вовсе – российские…
P. S. На вопрос «Много ли у нас ещё немецких рельсов «на ходу»?» пресс-служба Калининградской железной дороги ответила: вообще таких не осталось. Ну, не знают они сами своего хозяйства – бог с ними. Но может, кто-то из читающих эти строки знает другие подобные «дороги времени» в нашей области?
На первый взгляд – обыкновенная заштатная железная дорога. Ответвившись в посёлке Луговое Гурьевского округа от магистрального пути Калининград-Москва, она ведёт в пограничный институт. Пользуются ею редко. Рельсы совсем ржавые…
Только внешность их обманчива. Рельсы непростые. Нет, не золотые. Раритетные.
Ну-ка, что тут сбоку за буквы-цифры? «THYSSEN 1936». Кто бы мог подумать! Рельс такой с виду «наш» – а оказывается, «немец». Да старый какой, ровесник Сталинской конституции.
Ого, да тот рельс ещё ничего, мальчик. Рядом – «KRUPP 1915»! В Первую мировую, стало быть, свет увидел.
На третьем рельсе: «UNION 1904». Здесь что, железнодорожный музей под открытым небом?! Может, и постарше экспонаты есть?
Пожалуйста. Соседний был сделан в 1899-м. Ну, вот мы и в XIX веке. Следующий!
Следующий – 1894 года выпуска. Александр III умер, Николай II взошёл на престол. До каких же глубин мы по этой дороге времени доберёмся?
Самым «пожилым» оказался «UNION 1891». Помнится, Мосин в том году знаменитую винтовку придумал. Булгаков родился. А ещё – Сибирскую железную дорогу строить начали.
Но этому рельсу выпала другая судьба. Не в стратегическую магистраль лечь довелось, а во второстепенную колею на окраине Кёнигсберга. Впрочем, потому он, наверное, и уцелел до наших дней. Да не просто уцелел, всё ещё «в строю». И сосед его – советский рельс образца семидесятых. А поезда по нему ходят уже и вовсе – российские…
P. S. На вопрос «Много ли у нас ещё немецких рельсов «на ходу»?» пресс-служба Калининградской железной дороги ответила: вообще таких не осталось. Ну, не знают они сами своего хозяйства – бог с ними. Но может, кто-то из читающих эти строки знает другие подобные «дороги времени» в нашей области?
- Ulrich Schulz
- Интересующийся
- Сообщения: 198
- Зарегистрирован: 01-12-2004 22:30:00
- Откуда: Koenigsberg Pr.
- Благодарил (а): 43 раза
- Поблагодарили: 113 раз
- Контактная информация:
Влад
Огромное спасибо за проведенные исследования и представленную информацию! Действительно, не только занимательно, но и очень познавательно, думаю, что не каждый может похвастаться такой наблюдательностью. На мой взгляд, следует обратиться в управление Калининградской железной дороги с предложением внести данные раритеты в фонд музея железной дороги в г. Калининграде, для большей убедительности можно попробовать подключить местных краеведов или иных людей, связанных с изучением истории края, и к мнению которых могут прислушаться чиновники на постах.
К сожалению сам не могу представить столь широкий материал, но из того, что знаю это: рельс, вкопанный в землю, находящийся во внутреннем дворике Фридландских ворот рядом с разрушенным мостом. Видимо он должен был быть использован как опора для заграждения, которое бы перекрывало доступ к воротам для наступающей армии в апреле 1945г. Обидно, но время не пощадило надписи на этом экземпляре и сейчас проглядывают лишь отдельные буквы. Также видел фотографию немецкого рельса находящегося в прекраснейшем состоянии, рядом расположено устройство механизма для стрелок. Все это великолепие находилось на территории завода Янтарь, а фото датировано ориентировочно началом 90-х.
Огромное спасибо за проведенные исследования и представленную информацию! Действительно, не только занимательно, но и очень познавательно, думаю, что не каждый может похвастаться такой наблюдательностью. На мой взгляд, следует обратиться в управление Калининградской железной дороги с предложением внести данные раритеты в фонд музея железной дороги в г. Калининграде, для большей убедительности можно попробовать подключить местных краеведов или иных людей, связанных с изучением истории края, и к мнению которых могут прислушаться чиновники на постах.
К сожалению сам не могу представить столь широкий материал, но из того, что знаю это: рельс, вкопанный в землю, находящийся во внутреннем дворике Фридландских ворот рядом с разрушенным мостом. Видимо он должен был быть использован как опора для заграждения, которое бы перекрывало доступ к воротам для наступающей армии в апреле 1945г. Обидно, но время не пощадило надписи на этом экземпляре и сейчас проглядывают лишь отдельные буквы. Также видел фотографию немецкого рельса находящегося в прекраснейшем состоянии, рядом расположено устройство механизма для стрелок. Все это великолепие находилось на территории завода Янтарь, а фото датировано ориентировочно началом 90-х.
SI VIS PACEM, PARA BELLUM
- production
- Санта
- Сообщения: 896
- Зарегистрирован: 13-04-2004 23:00:00
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 102 раза
- Поблагодарили: 69 раз
Надо у Миловского этот вопрос прояснить - он всю область вдоль и поперек прошел.
http://www.milovsky-gallery.albertina.r ... l?chnum=17
http://www.milovsky-gallery.albertina.r ... l?chnum=17
-
- Интересующийся
- Сообщения: 190
- Зарегистрирован: 15-01-2005 01:34:12
- Откуда: Спб-Балтийск
- Контактная информация:
Да у них септь железных доорг всегда была очень обширная и обладала большей пропускной способностью, чем наша.uran238 писал(а):Получается у немцев система железныхъ дорог была более разветвленной чем у нас.
И Восточная Прусиия в этом отношении была далеко не на последнем месте
Там где мы, там-победа...
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6116
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3402 раза
- Поблагодарили: 2054 раза
Не, нормальная ж/дорога, ветка идёт от вокзала Нестерова, они там все одинаковые. Завтра буду на работе - скину фотки. Там мост ещё высокий, арочный. Вот его фото.
А вот эта линия на карте
Тут не видно, но на крупной карте видно что дальше до границы идёт её калея, уходящая в Гольдап. Можно будет сорганизоваться и прогуляться по ней.
А вот эта линия на карте
Тут не видно, но на крупной карте видно что дальше до границы идёт её калея, уходящая в Гольдап. Можно будет сорганизоваться и прогуляться по ней.
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6116
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3402 раза
- Поблагодарили: 2054 раза
Железная дорога Гумбиннен - Голдап.
Строительство ж/д линии началось в 1907 г. на участке Гумбиннен - Житкеймы. 15 августа 1908 г. стальной путь, окружающий Роминтенскую Пущу с севера, соединил Житкеймы с Гумбинненом. В 1912 г. приступили к строительству линии, соединяющей Житкеймы и Голдап. В итоге получилась одна большая линия локального значения, пробегающая по многочисленным возвышенностям, пересечёнными глубокими реками. Были возведены впечатляющие мосты.
Прервала строительство Первая мировая война. Строительство возобновили в 1923 г., тогда же приняли решение строить два пути.
И с 1 октября 1927 г. поезда курсировали в оба конца на всей протяжённости трассы. Проезд по всей трассе занимал около 3-х часов.
Во время Второй мировой войны линия имела большое значение. По ней шёл военный транспорт на восточный фронт, по ней везли ледниковые валуны для строительства оборонных укреплений.
Часто проезжал по этой трассе Герман Геринг, имеющий в своём распоряжении поезд "Азия". Железной дорогой он доезжал до Тольмингкемен (Чистые Пруды) или Гросс Роминтен (Краснолесье) и оттуда отправлялся в свою охотничью резиденцию в Роминте.
После окончания Второй мировой войны линию посчитали ненужной, утратившей своё значение (вследствие раздела земель) и в 1945-1946 гг. линию разобрали.
Строительство ж/д линии началось в 1907 г. на участке Гумбиннен - Житкеймы. 15 августа 1908 г. стальной путь, окружающий Роминтенскую Пущу с севера, соединил Житкеймы с Гумбинненом. В 1912 г. приступили к строительству линии, соединяющей Житкеймы и Голдап. В итоге получилась одна большая линия локального значения, пробегающая по многочисленным возвышенностям, пересечёнными глубокими реками. Были возведены впечатляющие мосты.
Прервала строительство Первая мировая война. Строительство возобновили в 1923 г., тогда же приняли решение строить два пути.
И с 1 октября 1927 г. поезда курсировали в оба конца на всей протяжённости трассы. Проезд по всей трассе занимал около 3-х часов.
Во время Второй мировой войны линия имела большое значение. По ней шёл военный транспорт на восточный фронт, по ней везли ледниковые валуны для строительства оборонных укреплений.
Часто проезжал по этой трассе Герман Геринг, имеющий в своём распоряжении поезд "Азия". Железной дорогой он доезжал до Тольмингкемен (Чистые Пруды) или Гросс Роминтен (Краснолесье) и оттуда отправлялся в свою охотничью резиденцию в Роминте.
После окончания Второй мировой войны линию посчитали ненужной, утратившей своё значение (вследствие раздела земель) и в 1945-1946 гг. линию разобрали.
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6116
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3402 раза
- Поблагодарили: 2054 раза
Сказано - сделано.
http://kenig.org/digger/forum/viewtopic.php?p=4186#4186
Или выслать -письменное приглашение
http://kenig.org/digger/forum/viewtopic.php?p=4186#4186
Или выслать -письменное приглашение
- executioner
- Александр Конопляник (15.10.1969 - 05.05.2012)
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 21-12-2005 13:16:55
- Откуда: Insterburg
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 6 раз
А у нас в Инстербурге был первый в германии троллейбус.А еще город освещался газовыми фонарями,газ производился на газгольдере из канализационных отходов.Еще,узкоколейка соединяла многие крупные поселки района с городом.Все уже в прошлом,но столбы от троллинии еще стоят коегде,а пара рельс с узкоколейки поддерживают крышу у меня в сарае.Кстати,мост на фото у Мебиуса очень красив,его фотки есть(довоенные),сбоку и чуть дальше - красота!
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6116
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3402 раза
- Поблагодарили: 2054 раза
Был я тут на днях в Краснолесье по работе, ну и заодно сделал несколько интересных фоток. Вот выкладываю имеющие отношение к ж/д.
Узнал также у шефа, что половина рельс - немецкие, дорога давно не использовалась, это и видно - рельсы все ржавые. Хотя раньше, опять же со слов шефа, по ней возили из карьера под Краснолесьем песок и щебень. А семафоры горят красным светом и стрелки рабочие по сей день.
При подходе к посёлку полотно разделяется на три пути, идущие параллельно друг другу (на фото видно).
Мосты
Здание вокзала
Узнал также у шефа, что половина рельс - немецкие, дорога давно не использовалась, это и видно - рельсы все ржавые. Хотя раньше, опять же со слов шефа, по ней возили из карьера под Краснолесьем песок и щебень. А семафоры горят красным светом и стрелки рабочие по сей день.
При подходе к посёлку полотно разделяется на три пути, идущие параллельно друг другу (на фото видно).
Мосты
Здание вокзала
- executioner
- Александр Конопляник (15.10.1969 - 05.05.2012)
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 21-12-2005 13:16:55
- Откуда: Insterburg
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 6 раз
- uran238
- физик-ядерщик
- Сообщения: 7049
- Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 3368 раз
- Поблагодарили: 483 раза
Но я так понимаю что в основном на освещение газ шел.
По поводу железок
поселке Борисово исчез мост
Накануне жители окраины Калининграда, поселка Борисово, выйдя на улицу утром, не обнаружили моста. Он служил своего рода пешеходным переходом от авторынка к жилым домам. Мост, построенный еще до войны, немцами использовался как железнодорожный, затем свою функцию он утратил. Уже в наше время под мостом неоднократно застревали фуры. От дороги он находится на высоте всего двух с половиной метров. Возможно, это и стало причиной его демонтажа.
Валентина Бубнова: «Ребятишки по этому мосту все время ходят в школу. Через мост, мимо рыночка, заправки».
Обходной путь находится неподалеку. Но этот был безопаснее – не нужно было пересекать оживленную трассу. Как нам заявили в администрации Московского района, о том, что моста теперь нет, здесь даже не знали. Кто его разрезал, пока остается загадкой. Следов так называемых охотников за металлом нет. Весь лом аккуратно лежит в сторонке.
Взято отсюда http://www.kaliningrad.ru/news/others/k141081.html
По поводу железок
поселке Борисово исчез мост
Накануне жители окраины Калининграда, поселка Борисово, выйдя на улицу утром, не обнаружили моста. Он служил своего рода пешеходным переходом от авторынка к жилым домам. Мост, построенный еще до войны, немцами использовался как железнодорожный, затем свою функцию он утратил. Уже в наше время под мостом неоднократно застревали фуры. От дороги он находится на высоте всего двух с половиной метров. Возможно, это и стало причиной его демонтажа.
Валентина Бубнова: «Ребятишки по этому мосту все время ходят в школу. Через мост, мимо рыночка, заправки».
Обходной путь находится неподалеку. Но этот был безопаснее – не нужно было пересекать оживленную трассу. Как нам заявили в администрации Московского района, о том, что моста теперь нет, здесь даже не знали. Кто его разрезал, пока остается загадкой. Следов так называемых охотников за металлом нет. Весь лом аккуратно лежит в сторонке.
Взято отсюда http://www.kaliningrad.ru/news/others/k141081.html
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Этот мост был непрост…
Ушёл в историю путепровод, «сыгравший» в легендарном фильме «Судьба человека»
– Не понял?!
Мужчина замер на полушаге, глаза выпучены, рот открыт. Впрочем, реакция адекватна увиденному. Много лет он ходил этой дорогой. И вдруг – ограждение. А за ним – провал. И там, внизу, проносятся машины…
Тут гражданин замечает меня.
– Слушай, а где мост?!
– Ушёл в историю…
Этот путепровод в посёлке Борисово, что на окраине Калининграда, построили немцы, по нему проходила железнодорожная ветка на аэродром. После войны ветку разобрали. Тем не менее мост остался. И в 1958 году настал его звёздный час.
…Со стороны города мчится чёрный «Мерседес» времён Третьего рейха. У перекинутого через дорогу путепровода он тормозит. Из автомобиля, озираясь, выбирается мужчина в немецкой форме.
– Смотри, это же «Отелло»! Ну, Сергей Бондарчук!..
В тот далёкий промозглый день сюда сбежались окрестные жители, желая поглазеть на съёмки. Чтобы народ не мешал творческому процессу, вокруг выставили оцепление из курсантов инженерного училища (теперь его сменил пограничный институт). Одним из находившихся в оцеплении был старший сержант Авенир Овсянов, ныне – начальник отдела по поиску культурных ценностей в областном научно-производственном центре по охране памятников.
– Я стоял удачно, прямо над местом, где останавливалась машина, видел всё отлично, – вспоминает Авенир Петрович. – Киношники долго готовились, а потом быстро сделали пять или шесть дублей. То «Мерседес» не там остановился, то Бондарчук не так вышел.
Вопреки известной «блинной» поговорке, первый фильм Бондарчука-режиссёра оказался шедевром. По всему миру зрители плакали, сопереживая происходящему на экране. Ну а в Калининградской области люди смотрели «Судьбу человека» с особым интересом. Ещё бы, чуть ли не всю картину сняли у нас. Сцена же у борисовского моста, как оказалось, – одна из кульминационных.
Но мировая слава не принесла ему дивидендов. Шли годы, он ветшал. Правда, в 1993-м в Борисово открылся авторынок. Старый объект по соседству подремонтировали, по нему пролегла главная дорога на рынок.
Увы, тот всплеск оказался последним. Вскоре попасть на рынок появилась возможность по другому, более короткому пути. Путепровод забросили, настил из досок разрушался на глазах.
О демонтаже заговорили весной 2005 года. Однако собрались лишь на прошлой неделе. Произошло это в ночь с 30 на 31 августа.
– Мост находился в аварийном состоянии, – пояснили в муниципальном предприятии «Эдис». – Кроме того, он был расположен слишком низко над дорогой и мешал движению большегрузного транспорта.
Эх, а я-то думал, что его, наоборот, отремонтируют и табличку на нём повесят: «Здесь в 1958 году Сергей Фёдорович Бондарчук…»
Впрочем, табличку ещё можно повесить. Опоры путепровода никуда не делись.
И, кстати, почему бы не перекинуть новый пролёт? Лёгкий, который уже не мешал бы фурам. Что бы там ни говорили должностные лица о «незначительной функциональной нагрузке», мостом этим пользовались многие. Теперь же дорогу приходится пересекать в другом месте. Далеко, неудобно. Но главное – опасно. Движение там напряжённое.
Ушёл в историю путепровод, «сыгравший» в легендарном фильме «Судьба человека»
– Не понял?!
Мужчина замер на полушаге, глаза выпучены, рот открыт. Впрочем, реакция адекватна увиденному. Много лет он ходил этой дорогой. И вдруг – ограждение. А за ним – провал. И там, внизу, проносятся машины…
Тут гражданин замечает меня.
– Слушай, а где мост?!
– Ушёл в историю…
Этот путепровод в посёлке Борисово, что на окраине Калининграда, построили немцы, по нему проходила железнодорожная ветка на аэродром. После войны ветку разобрали. Тем не менее мост остался. И в 1958 году настал его звёздный час.
…Со стороны города мчится чёрный «Мерседес» времён Третьего рейха. У перекинутого через дорогу путепровода он тормозит. Из автомобиля, озираясь, выбирается мужчина в немецкой форме.
– Смотри, это же «Отелло»! Ну, Сергей Бондарчук!..
В тот далёкий промозглый день сюда сбежались окрестные жители, желая поглазеть на съёмки. Чтобы народ не мешал творческому процессу, вокруг выставили оцепление из курсантов инженерного училища (теперь его сменил пограничный институт). Одним из находившихся в оцеплении был старший сержант Авенир Овсянов, ныне – начальник отдела по поиску культурных ценностей в областном научно-производственном центре по охране памятников.
– Я стоял удачно, прямо над местом, где останавливалась машина, видел всё отлично, – вспоминает Авенир Петрович. – Киношники долго готовились, а потом быстро сделали пять или шесть дублей. То «Мерседес» не там остановился, то Бондарчук не так вышел.
Вопреки известной «блинной» поговорке, первый фильм Бондарчука-режиссёра оказался шедевром. По всему миру зрители плакали, сопереживая происходящему на экране. Ну а в Калининградской области люди смотрели «Судьбу человека» с особым интересом. Ещё бы, чуть ли не всю картину сняли у нас. Сцена же у борисовского моста, как оказалось, – одна из кульминационных.
Но мировая слава не принесла ему дивидендов. Шли годы, он ветшал. Правда, в 1993-м в Борисово открылся авторынок. Старый объект по соседству подремонтировали, по нему пролегла главная дорога на рынок.
Увы, тот всплеск оказался последним. Вскоре попасть на рынок появилась возможность по другому, более короткому пути. Путепровод забросили, настил из досок разрушался на глазах.
О демонтаже заговорили весной 2005 года. Однако собрались лишь на прошлой неделе. Произошло это в ночь с 30 на 31 августа.
– Мост находился в аварийном состоянии, – пояснили в муниципальном предприятии «Эдис». – Кроме того, он был расположен слишком низко над дорогой и мешал движению большегрузного транспорта.
Эх, а я-то думал, что его, наоборот, отремонтируют и табличку на нём повесят: «Здесь в 1958 году Сергей Фёдорович Бондарчук…»
Впрочем, табличку ещё можно повесить. Опоры путепровода никуда не делись.
И, кстати, почему бы не перекинуть новый пролёт? Лёгкий, который уже не мешал бы фурам. Что бы там ни говорили должностные лица о «незначительной функциональной нагрузке», мостом этим пользовались многие. Теперь же дорогу приходится пересекать в другом месте. Далеко, неудобно. Но главное – опасно. Движение там напряжённое.
-
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6116
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Благодарил (а): 3402 раза
- Поблагодарили: 2054 раза
Создал новый фотоальбом "Ж/д в ВП"
http://kenig.org/plug.php?e=usergal&s=viewfol&fid=31
У кого есть фотографии по теме - присылайте или выкладывайте тут, с вашего разрешения выложу в своём фотоальбоме.
http://kenig.org/plug.php?e=usergal&s=viewfol&fid=31
У кого есть фотографии по теме - присылайте или выкладывайте тут, с вашего разрешения выложу в своём фотоальбоме.
- executioner
- Александр Конопляник (15.10.1969 - 05.05.2012)
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 21-12-2005 13:16:55
- Откуда: Insterburg
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Он там не один,штуки четыре.Еще один поставили у вокзала в Черняховске,на постамент.Историю эксплуатации написали.Что-то типа:"Эксплуатировался с 1945 года на такой-то дороге.С такого-то года эксплуатировался на КЖД на колее 1,,,мм ,на линии ....Списан в 19.."
Добрая жена, да жирные щи - другого счастья не исчи. (Гена Букин)
- executioner
- Александр Конопляник (15.10.1969 - 05.05.2012)
- Сообщения: 474
- Зарегистрирован: 21-12-2005 13:16:55
- Откуда: Insterburg
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 6 раз