Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
Модератор: Serg_08
- preussen
- Краевед
- Сообщения: 1177
- Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
- Откуда: Koenigsberg
- Благодарил (а): 348 раз
- Поблагодарили: 913 раз
Re: Калининград. Послевоенные фото.
собор
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5676
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2680 раз
- Поблагодарили: 4443 раза
Re: Калининград. Послевоенные фото.
Начало восстановления Кафедрального собора
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5676
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2680 раз
- Поблагодарили: 4443 раза
Re: Калининград. Послевоенные фото.
Вид руин замка с могилы Канта
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5676
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2680 раз
- Поблагодарили: 4443 раза
Re: Калининград. Послевоенные фото.
Один из видов на Кнайпхоф, хрен знает каких годов
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- preussen
- Краевед
- Сообщения: 1177
- Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
- Откуда: Koenigsberg
- Благодарил (а): 348 раз
- Поблагодарили: 913 раз
Re: Калининград. Послевоенные фото.
Собор, 1978 год. фотограф - Николай Марков.
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
- preussen
- Краевед
- Сообщения: 1177
- Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
- Откуда: Koenigsberg
- Благодарил (а): 348 раз
- Поблагодарили: 913 раз
Re: Калининград. Послевоенные фото.
Могила Канта, 1950 год.
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
- Rich
- Павел Бондаренко (07.10.1989 - 29.10.2013)
- Сообщения: 198
- Зарегистрирован: 18-08-2008 23:48:56
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 23 раза
- Поблагодарили: 51 раз
- Контактная информация:
Re: Калининград. Послевоенные фото.
Но не сдавался только он, - старый "Вельтмайстер" - аккордеон....
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5676
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2680 раз
- Поблагодарили: 4443 раза
Re: Калининград. Послевоенные фото.
Кафедральный собор. Дата в кадре
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- wrangel str.
- Исследователь
- Сообщения: 736
- Зарегистрирован: 29-10-2009 06:13:41
- Благодарил (а): 643 раза
- Поблагодарили: 590 раз
Re: Калининград. Послевоенные фото.
То же лет, на 25 раньше.gsm_689 писал(а):Кафедральный собор. Дата в кадре
- panart
- Архивариус
- Сообщения: 2633
- Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
- Откуда: экс-калининградец
- Благодарил (а): 1291 раз
- Поблагодарили: 1898 раз
- Сидор Матрасов
- Исследователь
- Сообщения: 519
- Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
- Откуда: Родом из Трагхайма
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 414 раз
Re: Калининград 90-2000-х. То, что уже стало историей
1992 Кафедральный собор
на переднем плане - уже не работающее к тому времени плавучее кафе "Бригантина"...Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Фотоальбом здесь!
-
- Исследователь
- Сообщения: 697
- Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
- Благодарил (а): 71 раз
- Поблагодарили: 658 раз
- Контактная информация:
Re: Калининград. Послевоенные фото (до 1991г.)
Евгений Трещанин прислал фото 50-х годов
Фотография из кафедрального собора
- Konig
- Читатель
- Сообщения: 118
- Зарегистрирован: 17-11-2005 12:36:34
- Благодарил (а): 89 раз
- Поблагодарили: 72 раза
Re: Калининград. Послевоенные фото (до 1991г.)
Январь 1989 года, еще можно было попасть во внутрь.
Подняться по винтовой лестнице. До начала реконструкции оставалось немного.
Подняться по винтовой лестнице. До начала реконструкции оставалось немного.
- motorman
- Архивариус
- Сообщения: 2191
- Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04
- Благодарил (а): 1683 раза
- Поблагодарили: 1115 раз
Re: Калининград. Послевоенные фото (до 1991г.)
Из немецкой газеты за 1979 год:
кафедральный собор на острове
кафедральный собор на острове
- CHERNAYA
- подрывник-затейник
- Сообщения: 520
- Зарегистрирован: 21-07-2009 09:02:55
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 256 раз
Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
Как-то камрад gsm_689 выложил интересную фотографию из кафедрального собора, с черепом, торчащим из - за кирпича... Озадачившись вопросом кому он мог принадлежать нашла вот что:
Дата основания Кафедрального собора города Кнайпхоф - 13 сентября 1333 года, в этот день великий магистр Тевтонского ордена Лютер Брауншвейгский выразил согласие епископу Иоганну I на строительство собора. Кафедральный собор города посвящен Святому Адальберту и Святой деве Марии.
Собственностью Кнайпхофа Кафедральный собор стал 10 мая 1528 года. Освящение Кафедрального собора состоялось, по всей видимости, до 1351 года. Завершение строительства Кафедрального собора - 1380 год.
В Кафедральном соборе погребены: первый герцог Пруссии Альбрехт Гогенцоллерн и его жена герцогиня Анна Мария (1568 г.), знаменитый философ с мировым именем Иммануил Кант (28 февраля 1804 г.).
И вот довольно интересный вид на собор...
Первый кафедральный собор был построен в Альтштадте по приказу Замландского епископа Зигфрида в 1297-1302 гг. в том месте, где река Прегель и ручей Лёбе образовывали угол. Святыми покровителями этого собора были Св.Адальберт и Св.Елизабет. Но город рос, и уже к 1320 г. этого собора было недостаточно. Вскоре началась его перестройка. Но и она не удовлетворяла потребностям жителей, поэтому в 1330 г. собор был снесен (Амброссат). Местом для строительства нового кафедрального собора как резиденции главы собора и членов его духовного синклита определил Замландский епископ Иоанн. Это была северо-восточная часть острова Фогтсвердер (впоследствии - Кнайпхоф), присоединенная к владениям епископа в 1322 г. Работы начались с постройки хоров собора в 1325 г. Стены хоров были необычайно толсты и крепки для духовного здания. А когда строительство хоров завершилось постройкой оборонительного хода, глава Ордена запретил епископу продолжать работы по строительству, чтобы не превращать собор в крепость.
Через некоторое время между магистром и Орденом с одной стороны, и епископом и капителью с другой, было заключено соглашение, по которому духовные лица обязывались строить собор без укреплений. И уже продольные стороны хоров были снабжены стенами и контрфорсами облегченной конструкции. Тем не менее, южная стена на высоту 2,75 м сложена особенно массивной кирпичной кладкой на фундаменте из полевого камня с оборонительным ходом и бойницами под самой крышей.
В оборонительный ход вела через алтарь лестница за могилой И.Канта в северо-восточном углу. По углам собора были запланированы башни, из них осталась только юго-восточная.
В 1333 г. с западной стороны собора появились башни (над оштукатуренной полосой), южная - с двенадцатиугольным верхом и простой фронтон северной. Массивная фасадная сторона собора с запада разделена множеством слепых окон, высота которых уменьшается к верху.
В узком среднем фронтоне две длинные, достигающие верха, лизены создают впечатление легкости фронтона. По обе стороны главного западного портала слепые окна.
Почти одновременно с башнями был построен неф. В 1344 г. он был накрыт, но полностью закончен только в 1351 г.
В первоначальном виде неф был с плоским потолком, что выглядело намного скромнее, чем сводчатый потолок хора.
При Великом магистре Винрихе фон Книпроде (1351-1358 гг.) была начата внутренняя перестройка собора в 3-х нефное помещение с более высоким средним нефом. Перестройка была закончена не позднее 1382 г. Стены боковых нефов надстроены, окна удлинены, над рядом слепых окон северной стороны появился второй. Слепые окна южной стороны удлинены. В 1370-1400 гг. неф собора был расписан. 1380 г. является годом официального окончания постройки собора. Святыми патронами собора были Св.Мария и Св.Адальберт.
В 1440 г. деревянные потолочные перекрытия были заменены на каменные. Своды среднего нефа были сделаны по образцу сводов хора. В боковых нефах из треугольников. Восточные окна боковых нефов были пробиты в 16 веке. Башенка на коньке крыши установлена в 1568 г.
От города Кнайпхоф собор был вначале отеделен стеной. Около собора были построены епископское подворье, с северной стороны - школа и госпиталь.
В преддверии церковной реформации 27 сентября 1523 г. в соборе была проведена первая евангелическая проповедь Иоханом Брисманном. 25 декабря 1523 г. была прочитана проповедь епископа Поленц на немецком языке. В 1528 г. собор стал приходской кирхой для жителей Кнайпхофа. В 1544 г. в башне собора произошел пожар. С 1560 г. собор использовался и как университетская кирха.
В 1640 г. были установлены башенные часы, а в 1695 г. - орган с 60-тью регистрами. Этот орган очень украсил собор. В 1718-1721 гг. установлен 2-ой орган с 56-тью регистрами работы мастера Иохана Иосипа Мозенгеля. В 1809 г. в соборе проведена реставрация. В 1832 г. к 500-летнему юбилею собора были открыты (закрашенные ранее) настенные фрески 14 века. Из них лучше всего сохранились на южной стене юго-восточного бокового нефа 3 рыцаря в полном облачении с закрытыми забралами. В 1844 г. Отто Николай дирижировал в соборе оркестром, исполняющим праздничную увертюру «Несокрушимая крепость».
В 1901-1907 гг. была проведена реставрация. Стены собора освободили от штукатурки и восстановили в первоначальном виде. Древний пол башни к тому времени был на 1,67 м ниже пола 20 века.
Алтарь начала 16 века. В 1591 г. боковые и верхнюю часть алтаря написал кёнигсбергский художник Антон Мёллер. Ограда алтаря тоже была выполнена в 1591 г.
Кафедра была сделана из известняка и установлена на третьей от алтаря колонне (отделяющей северный неф от среднего) в 1589 г. Вход на кафедру закрывала прекрасная кованая дверь, сделанная в 1590 г.
Великолепное оформление органа во всю ширину среднего нефа.
В 16 и 17 веках появилось много художественно оформленных эпитафий. У второй колонны (с северо-востока) среднего нефа - Бартелю Бюттнеру (1613 г.) и Анне Койтер (1643 г.). Эпитафии южной стороны, с востока на запад: семье Ропт (1597-1606 гг.) с гербом и семейным портретом (юго-восточная полуколонна); Морицу фон Торнов (1557 г.); Анне Камермайстер (1580 г.); Людвигу фон Пруспки (1685 г.); Лоренцу Вайденхаммеру (1557 г.); деревянные надгробные доски рыцарей Ордена: Филиппа фон Гревлинг (1520 г.), Зигмунда фон Цихау (1520 г.), Морица фон Кнёбель(1521 г.), которые в боях с Польшей были смертельно ранены - круглые, с вырезанными гербами и надписью по кругу, единственные сохранившиеся в соборе готические памятные доски. Стефана Вольфа (1554 г.), Эрнста фон Рехенберга (1554 г.), Вольрада фон Кленов (1607 г.), Иохима и Тобиаса Розенцвайг (1601 и 1602 гг.), Иоганна и Барбары фон Ло (1583 и 1584 гг.), Вильгельма и Катарины Плато (1587 и 1597 гг.), Ульриха Шёнберга (1649 г.), Иоганна Райнекциуса (1535 г.), М.Винтера (1595 г.). На западной стене среднего нефа: остаток эпитафии Ф. и А.Маонтфортов (1602 г.). Западная стена северного бокового нефа: Иоганну Хайденштайну (1600 г.). У северо-западной колонны среднего нефа: Гансу Георгу фон Дирна (1720 г.). северная стена бокового нефа: Анне Зоммерфельд (1720 г.), Матиаса и Элизабет Раймер (1594 и 1629 гг.). Большая фамильная эпитафия семьи Мараун-Раймер-Шеленберг, после 1543 г., реставрирована в 1695 г.; Михаэлю Скриниусу (1585 г.); Иоганну Райтеру (1718 г.), с кованой решеткой; Кристофу Хайльсбергу (1680 г.) и Катарине Монтфорт (1638 г.). Над сесерным порталом бокового нефа - бюст герцога Альбрехта в форме медальона, 1544 г. Далее эпитафии: Якобу Койтеру (1599 г.); Йог.Лозелиусу (1655 г.), простая доска с надписью; С.Грабе (1725 г.), Альбрехту и Кристофу Сабиниус, внукам Меланхтона (1551, 1553 гг.), Лукасу Кранаху (северо-восточная полуколонна); 13 портретов пасторов в человеческий рост (1633-1820 гг.), последующий - советника консистории Грэфа, работы Юлиуса Кнорре.
Каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн 1596 г., железная кованая дверь капеллы 1596 г. В капелле большая крестильная купель, известняк, первая четверть 14 века. В крестильной капелле надгробные камни Георга фон Пудевельса (1604 г.) - рельефная фигура выше человеческого роста; генерала Иог.Арндта фон Гольдштайн (1653 г.) и сына Густава (1654 г.). Хор делился на две части, восточная часть - верхний хор, западная часть - нижний хор. Посредине высокого хора склеп для герцога Альбрехта, его первой супруги Доротеи Датской и её шестерых детей, построенный ещё при жизни герцога. На крышке лежащие фигуры герцога и супруги в человеческий рост, по сторонам - дети, работа немецкий мастеров 1540 г.
Восточная стена почти вся занята памятником герцогу Альбрехту (ум. 1568 г.) работы Корнелиуса Флори по образцу римских и венецианских надгробий времен Ренессанса, заказанный в Антверпене, закончен в 1527 г. Высота 11 м, ширина 12,25 м. На северной стене примыкает к нему громадный памятник Маркграфине Елизавете (1578 г.), известняк, работы Виллема ван дем Блоке, повторяются основные формы памятника герцогу; Ганса Нюмпеша (1557 г.) и Потенции Майенрайс (1570 г.) с распятием посредине и древнейшим видом Кенигсберга; герцогини Доротеи Датской (1547 г.), поставлен в 1549 г. из темного мрамора и белого алебастра работы Корнелиуса фон Борка (1575 г.); Иоханна фон Коспота (1665 г.) из черного и белого мрамора, сооружено в 1664 г. ещё при жизни Коспота Михаэлем Дёбелем и сыновьями (влияние итальянской школы, сравн.памятник Сфорна в римской Санта Мария дель Пополо (прекрасная кованая решетка) над ним: епископа Георга фон Поленпа (1550 г.). Далее Иохима Мерлина (1571 г., Иоханнеса фон Крейтпена (1575 г.), поставлена его внуком в 1697 г., Георга фон Пудевельса (1604 г.), Альберта фон Киттлипа (1604 г.), генерала А.фон Глодштайна (1633 г.), оберфельдмаршала К.фон Киттлица (1604 г.), Михаэля Гиза (1596 г.) из различного цвета мрамора в духе ренессанса с алебастровыми умершего и его жены Урзулу Хайденштайн. Южная сторона алтаря с запада на восток: Иоганн Эрнст фон Валленрродт (1697 г.), поставлено надгробие в 1698 г. великолепной архитектуры, из мрамора, над ним скромная эпитафия отца Мертена фон Валленрродт (1632 г.); Вильгельма Скжинетского (1563 г.); Ханса фон Киттлитца (1564 г.); Катарины фон Вернсдорф (1590 г.); Иоганна Бризмана (1549 г.); Готфрида Занда (1691 г.); Анны Сабинус (1647 г.), дочери Меланутка; обермаршала А.фон Брандта (1654 г.) - шлем , перчатки и маршальский жезл; ребенка Иог.фон Хейдек (1585 г.); Вольфа фон Вернсдорфа (1606 г.) и Эстер фон Поленц (1619 г.); герцогини Анны Марии Брауншвейгской, второй супруги герцога Альбрехта (1568 г.), по образцу памятника герцогини Доротеи Датской, работы того же Корнелиуса Флориса; князя Богуслава Радзивила (1669 г.) и его супруги Анны Марии (1667 г.) из черного и белого мрамора; надгробие в стене магистра Лютера Брауншвейгского (1335 г.); высоко над ней эпитафия Георгу фон Шлиффену (1569 г.); Каспару фон Ностипу (1588 г.) и Барбары фон Радтхайм (1577 г.).
Надгробные камни в высоком хоре: у южной стены известняковая плита с фигурами епископов Кубаля (1397 г.) и Генриха фон Зеефальд (1414 г.). Остальные надгробные камни сильно повреждены: епископа Иоханнеса (1344 г.), епископа Якоуса (1358 г.). В нижнем хоре: Мартина фон Валленродт (1632 г.) и его семьи; Лютера Брауншвейского. Другие достопримечательности: великолепный цинковый гроб умершего в 1640 г. в Кенигсберге курфюрста Георга Вильгельма, стол великолепной работы столяра Михаэля Хайнриха (1662 г.), портреты в человеческий рост шести магистров (1449-1510 гг.): Людвига фон Эрлихсхаузена, Хайнриха Ройс фон Клаузена, Хайнриха Рефле фон Рихтенберг, Мартина Тройхзеса фон Ветпхаузен, Ханса фон Тиффен, Фридриха, герцога саксонского. Изготовлены, возможно, по поручению герцога Альбрехта в середине 16 века, последний - из мастерской Кранаха.
Собор имел три великолепных исповедальни работы Исаака Риги 1700 г. Имелась каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн 1596 г. и железная кованая дверь капеллы 1596 г. В капелле большая крестильная купель из известняка, сделанная в первой четверти 14 века.
Снаружи собора, как на северной стороне, так и на южной тоже были эпитафии. На северо-восточном углу хора могила И.Канта, выполненная по проекту Фридриха Ларса, 1924 г.
Из алтарной утвари средневековые предметы не сохранились, наиболее старые - 17 век: серебряная чаша 1628 г.; серебряный кубок 1640 г.; 2 прекрасных напольных светильника работы 1640-63 гг.; серебряная купель 1694 г.; кружка для пожертвований 1694 г.
Валленродтская библиотека в западной части собора в верхних этажах в двух помещениях - в средней части здания и в южной башне. Начало ей положила частная библиотека канцлера Иоганном Эрнстом. С 1673 г. открыта для посещений. С 1721 г. собственность Валленродтов под защитой государства, а с 1909 г. присоединена к государственной и университетской библиотеке. Вход в библиотеку по специальной, построенной в 16 веке винтовой лестнице в северо-восточном углу центрального притвора, у основания - изящные колонны и арки.
Вначале для библиотеки использовали только помещение, расположенное над главным входом в собор, со сводами 14 века. В 1688-89 гг. присоединили расположенную рядом, но несколько выше комнату южной башни с крестовым сводом. В библиотеке находились ценные книги, особенно по теологии, рукописи, генеалогический материал.
В ночь с 27 на 28 августа 1944 г. при налете английской авиации собор был сильно поврежден и весь внутри выгорел. Своды частично обрушились. Были сожжены или разбиты многочисленные эпитафии, каменная кафедра. Уничтожен прекрасный высокий алтарь, прелестная крестильная капелла. В пламени погибли знамена, портреты великих магистров. Деревянные изображения великого магистра Лютера Брауншвейгского. Чудом сохранилось у восточного алтаря надгробие герцога Альбрехта работы Корнелиуса Флориса. Невредимыми остались прекрасный бюст герцогини Доротеи и настенное надгробие канцлера Иохана фон Коспота. Уцелело помещение библиотеки Валленродта со всеми фолиантами, глобусом, путевыми заметками канцлера, резными деревянными полками. И уже в апреле 1945 г. во время штурма Кёнигсберга советскими войсками многострадальный собор был дополнительно подвержен разрушению, но все-таки окончательно не был уничтожен. В неплохом состоянии сохранилась могила И.Канта.
В послевоенное время собор продолжал разрушаться и к 1964 г. его техническое состояние было чрезвычайно тяжёлым, местами аварийным. В 1970 г. официальными властями были вскрыты склепы собора в районе хора. В подвалах были вскрыты гробницы, а останки захороненных частично выброшены наружу. Чем закончились эти поиски, и что там было обнаружено, до сих пор нигде не обнародовано.
И, наконец, в 1982 г. был произведен ещё один «воздушный налет» на собор - так называемая «консервация». Наибольший удар пришёлся по алтарной части, практически полностью уничтожены остатки надгробия Альбрехта и сохранившихся эпитафий.
Затем, после 1985 г., начался новый этап в истории собора, который выразился во всеобщей любви к нему как властей, так и общественности. Создалось общество «Кафедральный собор», как грибы начали появляться всякие «Возрождения», «Фридландские ворота», «Пруссия» и т.д. Собравшись, они решили вычистить собор внутри. Больше недели продолжалась эта эпопея, и в результате вместе с мусором были вывезены остатки очень важных деталей архитектуры собора. От собора осталась изуродованная, «законсервирована» коробка здания.
Следующий этап наступил после создания так называемой «Государственной» фирмы «Кафедральный собор» приступившей к работам на соборе без членораздельной концепции, без проекта при полном отсутствии специалистов. Работы проводились при полном отсутствии качества. Были затрачены миллионы немецких марок и рублей, в конце концов, была возведена крыша. Все попытки выяснить у специалистов, какой вид работы (консервация, ремонт или реставрация) ведётся на соборе, ставит их в тупик. Специалист «Спецпроэкт реставрации из Москвы предположил, что это всё -таки консервация.
Источники:
http://www.ostpreussen.net
ГАКО
Дата основания Кафедрального собора города Кнайпхоф - 13 сентября 1333 года, в этот день великий магистр Тевтонского ордена Лютер Брауншвейгский выразил согласие епископу Иоганну I на строительство собора. Кафедральный собор города посвящен Святому Адальберту и Святой деве Марии.
Собственностью Кнайпхофа Кафедральный собор стал 10 мая 1528 года. Освящение Кафедрального собора состоялось, по всей видимости, до 1351 года. Завершение строительства Кафедрального собора - 1380 год.
В Кафедральном соборе погребены: первый герцог Пруссии Альбрехт Гогенцоллерн и его жена герцогиня Анна Мария (1568 г.), знаменитый философ с мировым именем Иммануил Кант (28 февраля 1804 г.).
И вот довольно интересный вид на собор...
Первый кафедральный собор был построен в Альтштадте по приказу Замландского епископа Зигфрида в 1297-1302 гг. в том месте, где река Прегель и ручей Лёбе образовывали угол. Святыми покровителями этого собора были Св.Адальберт и Св.Елизабет. Но город рос, и уже к 1320 г. этого собора было недостаточно. Вскоре началась его перестройка. Но и она не удовлетворяла потребностям жителей, поэтому в 1330 г. собор был снесен (Амброссат). Местом для строительства нового кафедрального собора как резиденции главы собора и членов его духовного синклита определил Замландский епископ Иоанн. Это была северо-восточная часть острова Фогтсвердер (впоследствии - Кнайпхоф), присоединенная к владениям епископа в 1322 г. Работы начались с постройки хоров собора в 1325 г. Стены хоров были необычайно толсты и крепки для духовного здания. А когда строительство хоров завершилось постройкой оборонительного хода, глава Ордена запретил епископу продолжать работы по строительству, чтобы не превращать собор в крепость.
Через некоторое время между магистром и Орденом с одной стороны, и епископом и капителью с другой, было заключено соглашение, по которому духовные лица обязывались строить собор без укреплений. И уже продольные стороны хоров были снабжены стенами и контрфорсами облегченной конструкции. Тем не менее, южная стена на высоту 2,75 м сложена особенно массивной кирпичной кладкой на фундаменте из полевого камня с оборонительным ходом и бойницами под самой крышей.
В оборонительный ход вела через алтарь лестница за могилой И.Канта в северо-восточном углу. По углам собора были запланированы башни, из них осталась только юго-восточная.
В 1333 г. с западной стороны собора появились башни (над оштукатуренной полосой), южная - с двенадцатиугольным верхом и простой фронтон северной. Массивная фасадная сторона собора с запада разделена множеством слепых окон, высота которых уменьшается к верху.
В узком среднем фронтоне две длинные, достигающие верха, лизены создают впечатление легкости фронтона. По обе стороны главного западного портала слепые окна.
Почти одновременно с башнями был построен неф. В 1344 г. он был накрыт, но полностью закончен только в 1351 г.
В первоначальном виде неф был с плоским потолком, что выглядело намного скромнее, чем сводчатый потолок хора.
При Великом магистре Винрихе фон Книпроде (1351-1358 гг.) была начата внутренняя перестройка собора в 3-х нефное помещение с более высоким средним нефом. Перестройка была закончена не позднее 1382 г. Стены боковых нефов надстроены, окна удлинены, над рядом слепых окон северной стороны появился второй. Слепые окна южной стороны удлинены. В 1370-1400 гг. неф собора был расписан. 1380 г. является годом официального окончания постройки собора. Святыми патронами собора были Св.Мария и Св.Адальберт.
В 1440 г. деревянные потолочные перекрытия были заменены на каменные. Своды среднего нефа были сделаны по образцу сводов хора. В боковых нефах из треугольников. Восточные окна боковых нефов были пробиты в 16 веке. Башенка на коньке крыши установлена в 1568 г.
От города Кнайпхоф собор был вначале отеделен стеной. Около собора были построены епископское подворье, с северной стороны - школа и госпиталь.
В преддверии церковной реформации 27 сентября 1523 г. в соборе была проведена первая евангелическая проповедь Иоханом Брисманном. 25 декабря 1523 г. была прочитана проповедь епископа Поленц на немецком языке. В 1528 г. собор стал приходской кирхой для жителей Кнайпхофа. В 1544 г. в башне собора произошел пожар. С 1560 г. собор использовался и как университетская кирха.
В 1640 г. были установлены башенные часы, а в 1695 г. - орган с 60-тью регистрами. Этот орган очень украсил собор. В 1718-1721 гг. установлен 2-ой орган с 56-тью регистрами работы мастера Иохана Иосипа Мозенгеля. В 1809 г. в соборе проведена реставрация. В 1832 г. к 500-летнему юбилею собора были открыты (закрашенные ранее) настенные фрески 14 века. Из них лучше всего сохранились на южной стене юго-восточного бокового нефа 3 рыцаря в полном облачении с закрытыми забралами. В 1844 г. Отто Николай дирижировал в соборе оркестром, исполняющим праздничную увертюру «Несокрушимая крепость».
В 1901-1907 гг. была проведена реставрация. Стены собора освободили от штукатурки и восстановили в первоначальном виде. Древний пол башни к тому времени был на 1,67 м ниже пола 20 века.
Алтарь начала 16 века. В 1591 г. боковые и верхнюю часть алтаря написал кёнигсбергский художник Антон Мёллер. Ограда алтаря тоже была выполнена в 1591 г.
Кафедра была сделана из известняка и установлена на третьей от алтаря колонне (отделяющей северный неф от среднего) в 1589 г. Вход на кафедру закрывала прекрасная кованая дверь, сделанная в 1590 г.
Великолепное оформление органа во всю ширину среднего нефа.
В 16 и 17 веках появилось много художественно оформленных эпитафий. У второй колонны (с северо-востока) среднего нефа - Бартелю Бюттнеру (1613 г.) и Анне Койтер (1643 г.). Эпитафии южной стороны, с востока на запад: семье Ропт (1597-1606 гг.) с гербом и семейным портретом (юго-восточная полуколонна); Морицу фон Торнов (1557 г.); Анне Камермайстер (1580 г.); Людвигу фон Пруспки (1685 г.); Лоренцу Вайденхаммеру (1557 г.); деревянные надгробные доски рыцарей Ордена: Филиппа фон Гревлинг (1520 г.), Зигмунда фон Цихау (1520 г.), Морица фон Кнёбель(1521 г.), которые в боях с Польшей были смертельно ранены - круглые, с вырезанными гербами и надписью по кругу, единственные сохранившиеся в соборе готические памятные доски. Стефана Вольфа (1554 г.), Эрнста фон Рехенберга (1554 г.), Вольрада фон Кленов (1607 г.), Иохима и Тобиаса Розенцвайг (1601 и 1602 гг.), Иоганна и Барбары фон Ло (1583 и 1584 гг.), Вильгельма и Катарины Плато (1587 и 1597 гг.), Ульриха Шёнберга (1649 г.), Иоганна Райнекциуса (1535 г.), М.Винтера (1595 г.). На западной стене среднего нефа: остаток эпитафии Ф. и А.Маонтфортов (1602 г.). Западная стена северного бокового нефа: Иоганну Хайденштайну (1600 г.). У северо-западной колонны среднего нефа: Гансу Георгу фон Дирна (1720 г.). северная стена бокового нефа: Анне Зоммерфельд (1720 г.), Матиаса и Элизабет Раймер (1594 и 1629 гг.). Большая фамильная эпитафия семьи Мараун-Раймер-Шеленберг, после 1543 г., реставрирована в 1695 г.; Михаэлю Скриниусу (1585 г.); Иоганну Райтеру (1718 г.), с кованой решеткой; Кристофу Хайльсбергу (1680 г.) и Катарине Монтфорт (1638 г.). Над сесерным порталом бокового нефа - бюст герцога Альбрехта в форме медальона, 1544 г. Далее эпитафии: Якобу Койтеру (1599 г.); Йог.Лозелиусу (1655 г.), простая доска с надписью; С.Грабе (1725 г.), Альбрехту и Кристофу Сабиниус, внукам Меланхтона (1551, 1553 гг.), Лукасу Кранаху (северо-восточная полуколонна); 13 портретов пасторов в человеческий рост (1633-1820 гг.), последующий - советника консистории Грэфа, работы Юлиуса Кнорре.
Каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн 1596 г., железная кованая дверь капеллы 1596 г. В капелле большая крестильная купель, известняк, первая четверть 14 века. В крестильной капелле надгробные камни Георга фон Пудевельса (1604 г.) - рельефная фигура выше человеческого роста; генерала Иог.Арндта фон Гольдштайн (1653 г.) и сына Густава (1654 г.). Хор делился на две части, восточная часть - верхний хор, западная часть - нижний хор. Посредине высокого хора склеп для герцога Альбрехта, его первой супруги Доротеи Датской и её шестерых детей, построенный ещё при жизни герцога. На крышке лежащие фигуры герцога и супруги в человеческий рост, по сторонам - дети, работа немецкий мастеров 1540 г.
Восточная стена почти вся занята памятником герцогу Альбрехту (ум. 1568 г.) работы Корнелиуса Флори по образцу римских и венецианских надгробий времен Ренессанса, заказанный в Антверпене, закончен в 1527 г. Высота 11 м, ширина 12,25 м. На северной стене примыкает к нему громадный памятник Маркграфине Елизавете (1578 г.), известняк, работы Виллема ван дем Блоке, повторяются основные формы памятника герцогу; Ганса Нюмпеша (1557 г.) и Потенции Майенрайс (1570 г.) с распятием посредине и древнейшим видом Кенигсберга; герцогини Доротеи Датской (1547 г.), поставлен в 1549 г. из темного мрамора и белого алебастра работы Корнелиуса фон Борка (1575 г.); Иоханна фон Коспота (1665 г.) из черного и белого мрамора, сооружено в 1664 г. ещё при жизни Коспота Михаэлем Дёбелем и сыновьями (влияние итальянской школы, сравн.памятник Сфорна в римской Санта Мария дель Пополо (прекрасная кованая решетка) над ним: епископа Георга фон Поленпа (1550 г.). Далее Иохима Мерлина (1571 г., Иоханнеса фон Крейтпена (1575 г.), поставлена его внуком в 1697 г., Георга фон Пудевельса (1604 г.), Альберта фон Киттлипа (1604 г.), генерала А.фон Глодштайна (1633 г.), оберфельдмаршала К.фон Киттлица (1604 г.), Михаэля Гиза (1596 г.) из различного цвета мрамора в духе ренессанса с алебастровыми умершего и его жены Урзулу Хайденштайн. Южная сторона алтаря с запада на восток: Иоганн Эрнст фон Валленрродт (1697 г.), поставлено надгробие в 1698 г. великолепной архитектуры, из мрамора, над ним скромная эпитафия отца Мертена фон Валленрродт (1632 г.); Вильгельма Скжинетского (1563 г.); Ханса фон Киттлитца (1564 г.); Катарины фон Вернсдорф (1590 г.); Иоганна Бризмана (1549 г.); Готфрида Занда (1691 г.); Анны Сабинус (1647 г.), дочери Меланутка; обермаршала А.фон Брандта (1654 г.) - шлем , перчатки и маршальский жезл; ребенка Иог.фон Хейдек (1585 г.); Вольфа фон Вернсдорфа (1606 г.) и Эстер фон Поленц (1619 г.); герцогини Анны Марии Брауншвейгской, второй супруги герцога Альбрехта (1568 г.), по образцу памятника герцогини Доротеи Датской, работы того же Корнелиуса Флориса; князя Богуслава Радзивила (1669 г.) и его супруги Анны Марии (1667 г.) из черного и белого мрамора; надгробие в стене магистра Лютера Брауншвейгского (1335 г.); высоко над ней эпитафия Георгу фон Шлиффену (1569 г.); Каспару фон Ностипу (1588 г.) и Барбары фон Радтхайм (1577 г.).
Надгробные камни в высоком хоре: у южной стены известняковая плита с фигурами епископов Кубаля (1397 г.) и Генриха фон Зеефальд (1414 г.). Остальные надгробные камни сильно повреждены: епископа Иоханнеса (1344 г.), епископа Якоуса (1358 г.). В нижнем хоре: Мартина фон Валленродт (1632 г.) и его семьи; Лютера Брауншвейского. Другие достопримечательности: великолепный цинковый гроб умершего в 1640 г. в Кенигсберге курфюрста Георга Вильгельма, стол великолепной работы столяра Михаэля Хайнриха (1662 г.), портреты в человеческий рост шести магистров (1449-1510 гг.): Людвига фон Эрлихсхаузена, Хайнриха Ройс фон Клаузена, Хайнриха Рефле фон Рихтенберг, Мартина Тройхзеса фон Ветпхаузен, Ханса фон Тиффен, Фридриха, герцога саксонского. Изготовлены, возможно, по поручению герцога Альбрехта в середине 16 века, последний - из мастерской Кранаха.
Собор имел три великолепных исповедальни работы Исаака Риги 1700 г. Имелась каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн 1596 г. и железная кованая дверь капеллы 1596 г. В капелле большая крестильная купель из известняка, сделанная в первой четверти 14 века.
Снаружи собора, как на северной стороне, так и на южной тоже были эпитафии. На северо-восточном углу хора могила И.Канта, выполненная по проекту Фридриха Ларса, 1924 г.
Из алтарной утвари средневековые предметы не сохранились, наиболее старые - 17 век: серебряная чаша 1628 г.; серебряный кубок 1640 г.; 2 прекрасных напольных светильника работы 1640-63 гг.; серебряная купель 1694 г.; кружка для пожертвований 1694 г.
Валленродтская библиотека в западной части собора в верхних этажах в двух помещениях - в средней части здания и в южной башне. Начало ей положила частная библиотека канцлера Иоганном Эрнстом. С 1673 г. открыта для посещений. С 1721 г. собственность Валленродтов под защитой государства, а с 1909 г. присоединена к государственной и университетской библиотеке. Вход в библиотеку по специальной, построенной в 16 веке винтовой лестнице в северо-восточном углу центрального притвора, у основания - изящные колонны и арки.
Вначале для библиотеки использовали только помещение, расположенное над главным входом в собор, со сводами 14 века. В 1688-89 гг. присоединили расположенную рядом, но несколько выше комнату южной башни с крестовым сводом. В библиотеке находились ценные книги, особенно по теологии, рукописи, генеалогический материал.
В ночь с 27 на 28 августа 1944 г. при налете английской авиации собор был сильно поврежден и весь внутри выгорел. Своды частично обрушились. Были сожжены или разбиты многочисленные эпитафии, каменная кафедра. Уничтожен прекрасный высокий алтарь, прелестная крестильная капелла. В пламени погибли знамена, портреты великих магистров. Деревянные изображения великого магистра Лютера Брауншвейгского. Чудом сохранилось у восточного алтаря надгробие герцога Альбрехта работы Корнелиуса Флориса. Невредимыми остались прекрасный бюст герцогини Доротеи и настенное надгробие канцлера Иохана фон Коспота. Уцелело помещение библиотеки Валленродта со всеми фолиантами, глобусом, путевыми заметками канцлера, резными деревянными полками. И уже в апреле 1945 г. во время штурма Кёнигсберга советскими войсками многострадальный собор был дополнительно подвержен разрушению, но все-таки окончательно не был уничтожен. В неплохом состоянии сохранилась могила И.Канта.
В послевоенное время собор продолжал разрушаться и к 1964 г. его техническое состояние было чрезвычайно тяжёлым, местами аварийным. В 1970 г. официальными властями были вскрыты склепы собора в районе хора. В подвалах были вскрыты гробницы, а останки захороненных частично выброшены наружу. Чем закончились эти поиски, и что там было обнаружено, до сих пор нигде не обнародовано.
И, наконец, в 1982 г. был произведен ещё один «воздушный налет» на собор - так называемая «консервация». Наибольший удар пришёлся по алтарной части, практически полностью уничтожены остатки надгробия Альбрехта и сохранившихся эпитафий.
Затем, после 1985 г., начался новый этап в истории собора, который выразился во всеобщей любви к нему как властей, так и общественности. Создалось общество «Кафедральный собор», как грибы начали появляться всякие «Возрождения», «Фридландские ворота», «Пруссия» и т.д. Собравшись, они решили вычистить собор внутри. Больше недели продолжалась эта эпопея, и в результате вместе с мусором были вывезены остатки очень важных деталей архитектуры собора. От собора осталась изуродованная, «законсервирована» коробка здания.
Следующий этап наступил после создания так называемой «Государственной» фирмы «Кафедральный собор» приступившей к работам на соборе без членораздельной концепции, без проекта при полном отсутствии специалистов. Работы проводились при полном отсутствии качества. Были затрачены миллионы немецких марок и рублей, в конце концов, была возведена крыша. Все попытки выяснить у специалистов, какой вид работы (консервация, ремонт или реставрация) ведётся на соборе, ставит их в тупик. Специалист «Спецпроэкт реставрации из Москвы предположил, что это всё -таки консервация.
Источники:
http://www.ostpreussen.net
ГАКО
У меня в голове порядок. Слева - тараканы, справа - мания величия. О чем это я. А. О порядке.
Одна земля-одна история... © Chernaya
Одна земля-одна история... © Chernaya
- preussen
- Краевед
- Сообщения: 1177
- Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
- Откуда: Koenigsberg
- Благодарил (а): 348 раз
- Поблагодарили: 913 раз
Re: Калининград. Послевоенные фото (до 1991г.)
Кенигсбергские битлы, 70-е. Судя по значкам на лацканах - студенческий ВИА из КГУ.
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
- preussen
- Краевед
- Сообщения: 1177
- Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
- Откуда: Koenigsberg
- Благодарил (а): 348 раз
- Поблагодарили: 913 раз
Re: Калининград. Послевоенные фото (до 1991г.)
да, оригинальная ограда была практически полностью утрачена, только несколько решеток были в музее КГУ. кажется в начале 90-х она была сделана заново и установлена на могиле, и оригинал, и копия.uran238 писал(а):Обратите внимание - на Могиле Канте не ограда, как в настоящее время, а цепи.
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
- panart
- Архивариус
- Сообщения: 2633
- Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
- Откуда: экс-калининградец
- Благодарил (а): 1291 раз
- Поблагодарили: 1898 раз
Re: Калининград. Послевоенные фото (до 1991г.)
Фотографии портика с цепями.uran238 писал(а):Обратите внимание - на Могиле Канте не ограда, как в настоящее время, а цепи.
- panart
- Архивариус
- Сообщения: 2633
- Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
- Откуда: экс-калининградец
- Благодарил (а): 1291 раз
- Поблагодарили: 1898 раз
Re: Калининград. Послевоенные фото (до 1991г.)
из фотоальбома В.Алдакушкина, Калининград 1966 год
Несколько калининградских фотографий 1991 года.
и еще
- Ценный
- Интересующийся
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: 14-07-2009 11:56:56
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 142 раза
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
Южная стена Кафедрального собора со склепами, 1939 год
- Сидор Матрасов
- Исследователь
- Сообщения: 519
- Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
- Откуда: Родом из Трагхайма
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 414 раз
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
Сводная статья о соборе. Источники разные, все и не упомнишь.
Строительство собора.
Кафедральный собор был выстроен на острове Кнайпхоф, возведенном 6 августа 1327 года в ранг города хохмайстером ордена Вернером фон Урселем. Впервые собор упоминается в летописях 13 сентября 1333 года – эта дата считается днем его основания. План собора составлен епископом Иоханесом Кларом. Первоначально предполагалось строительство собора-крепости, но магистр ордена Лютгер фон Брауншвейг отверг этот план. При строительстве высота стен собора составляла 24 кульмских локтя (6,91 м), глубина фундамента – 4 м. Первоначально собор был выстроен без башен, как и все храмы ранней готики, с оголенными, тяжелыми стенами, покрытыми серой штукатуркой с голубыми полосами вокруг окон. Позже к собору пристроили башни с двускатными крышами. В северной башне повесили колокол весом 4,2 тонны, дали ему имя Иоханес в честь епископа строителя собора. Продолжал строительство епископ Барталамеус, в основном за счет денег, полученных от продажи индульгенций. Постройка была закончена в 1380 году.
Собор во времена Тевтонского ордена.
Северная часть собора, обращенная к Королевскому замку, была пышно отделана. Тихий свет лился из стрельчатых окон, своды были легки и торжественны, розовые и пурпурные оттенки царили вокруг. Стены украшали многочисленные фрески: гербы рыцарей, сцены из жизни – ловцы рыбы, корабли, плывущие к неведомым землям, сеятели выходящие в поле… Фрески, разделенные красными и черными линиями, славили рыцарей, побеждавших в своих походах язычников. Были и гербы тех, кто вставал под орденские знамена – рыцарей из Бельгии, Англии, Франции, Голландии и Польши. Изображать гербы на стенах собора было престижно, цех кенигсбергских художников постоянно обновлял настенные росписи. Когда все стены были заполнены, стали делать рисунки на деревянных щитах и вывешивать их в храме. Имена художников почти не известны. Упоминаются «Петр-художник», «Готфрид-художник», Гизебрехт, Томас, позже многочисленные художники школы знаменитого Дюрера. Благодаря их росписям, собор был не только храмом, но и своеобразным музеем покорения Пруссии.
Имя создателя первого органа для собора неизвестно, упоминается лишь, что за работу он получил 4 марки на покупку плаща.
Собор во времена герцогства и королевства Пруссия.
При Альбрехте фон Бранденбург в сентябре 1523 года личный посланник Мартина Лютера Иоганн Брисман провел первую лютеранскую проповедь в Кафедральном соборе. Эту дату считают началом реформации в Пруссии. В 1525 году орден был упразднен, и образовано первое в Европе протестантское государство – герцогство Пруссия. Рядом с собором было возведено здание кенигсбергского университета - Альбертина. На южной башне вместо двускатной крыши установили двенадцатиугольный шпиль, который венчала сирена-русалка. Там же были смонтированы часы с часовым колоколом. 10 мая 1528 года собор закрепили за Кнайпхофом, позднее передан университету. 6 октября 1591 года в соборе установили алтарь. Перед алтарем было возведено распятие, Христос как бы парил над капителью, возвышаясь до самого свода. В центре алтаря восседал Бог-Отец, за ним – изваяния святых – фигуры Моисея и Иоанна Крестителя. Выполнен алтарь был из позолоченной меди. Историки утверждают, что в его создании принимал участие Карнах-младший. За алтарем располагался клирос. Подле него все знатные люди города стремились увековечить свои заслуги и достоинства своих родов и предков, множество эпитафий на плитах говорили прихожанам о прошлом. В соборе находились усыпальницы князей и знатных рыцарей, а также богатых людей более низких сословий. В центре клироса был захоронен Лютгер фон Браушшвайг (Людерус Брауншвейгский) – один из главных создателей собора. По завещанию над его могилой должна была постоянно гореть свеча. Однако впоследствии место захоронения фон Брауншвайга было затеряно, и лишь в 19 веке нашли остатки надгробья, служившие плитами для пола.
Залы собора время от времени перестраивались. В 1524 году убрали стоящие у колонн алтари, их перевезли в другие кирхи Пруссии. В восточной стороне здания воздвигли памятник Альбрехту. 10 марта 1544 года сгорела башенная часть собора (восстановлена через 8 лет). В 1562 году, вымостив «Соборный двор», университет получил право на погребение членов своего совета и их домочадцев в Кафедральном соборе. В 1620 году на втором этаже башенной части расположилась церковная библиотека, а через 30 лет прусский канцлер Мартин фон Валленродт создал библиотеку светскую, которая с 3000 томов возросла к концу 19 века до 21000 томов. В 1694 году в соборе установили орган Маинаса Обруха, который имел «10 мехов и свыше 60 голосов». Был в соборе и меньший орган, созданный мастером Шеренбергером. В 1728 году большой орган заменили еще более мощным. Построил его мастер Иоганн Мозенгель. В 1804 году в соборе похоронен И. Кант (последнее захоронение в профессорском склепе). В 1807 году собор пережил нашествие наполеоновских солдат, использовавших его как военную тюрьму, госпиталь и конюшню. В 1810 году были снесены фамильные усыпальницы у стен собора – не нашлось денег на их ремонт, разрушены и частично убраны статуи, украшавшие надгробья, плиты с эпитафиями зачастую использовали для покрытия пола. 17 января 1817 ветром была разрушена кровля здания.
Собор во времена Германии.
В 1880 году была сооружена часовня Канта, ее снесли в 1924, а вместо ее по проекту архитектора Ларса возвели колоннаду Канта, сохранившуюся до сих пор.
Сильная осадка стен (к нашему времени 1,67 метра) и колонн требовали работ по их укреплению. В 1903—1907 годах была проведена наиболее крупная реконструкция собора. Работы вел хранитель Кафедрального собора Рихард Детлефзен. С западной стороны башенной части уложили бетонную плиту со стальными балками, которые крепились к существующей кирпичной кладке, что увеличил площадь опоры стен. Детлефзен убрал штукатурку, что позволило устранить дефекты кирпичной кладки. При этом, лишившись покрова, открылись старинные фрески.
В августе 1944 года, во время бомбардировки, в соборе вспыхнул пожар, хотя непосредственно на здание ни одна бомба не упала. Была уничтожена вся кровля, внутренняя отделка, погибли находившиеся в соборе произведения искусства. Не пострадала только могила Иммануила Канта.
Кафедральный собор в советское и постсоветское время.
Первоначальные работы по очистке и консервации руин начались в 1972 – 1974 годах. Была также благоустроена прилегающая территория, посажены деревья. Под нажимом партаппаратчиков в 1974 году работы были прекращены. Многочисленные комиссии дали заключение, удобное тогдашним властям – «собор не представляет исторической ценности».
Новая попытка реконструкции была принята в 80-е годы. Проекты предусматривали устройства в соборе кинотеатра или концертного зала. Работы велись по консервации руин, частичному закреплению стен, закладке окон, что способствовало предотвращению дальнейшего разрушения.
В 1992 году создана государственная фирма «Кафедральный собор», главной задачей которой ставилось сохранение и восстановление собора. Работы по реконструкции начались в 1995 году и продолжаются до сих пор. За основу проекта взяты чертежи собора после реконструкции 1903 – 1907 годов. Производится ремонт и восстановление эпитафий, закончено строительство башенной части и возведение кровли (1999), установлены часы на южной башне. В башенной части открыта музейная экспозиция, посвященная истории Кафедрального собора, предполагается возрождение библиотеки Валленродта. Несмотря на определенные успехи, реконструкция Кафедрального собора вызвала ряд критических оценок со стороны историков и краеведов. Впрочем, и ряды сторонников реконструкции также достаточно велики.
2000 г.
Строительство собора.
Кафедральный собор был выстроен на острове Кнайпхоф, возведенном 6 августа 1327 года в ранг города хохмайстером ордена Вернером фон Урселем. Впервые собор упоминается в летописях 13 сентября 1333 года – эта дата считается днем его основания. План собора составлен епископом Иоханесом Кларом. Первоначально предполагалось строительство собора-крепости, но магистр ордена Лютгер фон Брауншвейг отверг этот план. При строительстве высота стен собора составляла 24 кульмских локтя (6,91 м), глубина фундамента – 4 м. Первоначально собор был выстроен без башен, как и все храмы ранней готики, с оголенными, тяжелыми стенами, покрытыми серой штукатуркой с голубыми полосами вокруг окон. Позже к собору пристроили башни с двускатными крышами. В северной башне повесили колокол весом 4,2 тонны, дали ему имя Иоханес в честь епископа строителя собора. Продолжал строительство епископ Барталамеус, в основном за счет денег, полученных от продажи индульгенций. Постройка была закончена в 1380 году.
Собор во времена Тевтонского ордена.
Северная часть собора, обращенная к Королевскому замку, была пышно отделана. Тихий свет лился из стрельчатых окон, своды были легки и торжественны, розовые и пурпурные оттенки царили вокруг. Стены украшали многочисленные фрески: гербы рыцарей, сцены из жизни – ловцы рыбы, корабли, плывущие к неведомым землям, сеятели выходящие в поле… Фрески, разделенные красными и черными линиями, славили рыцарей, побеждавших в своих походах язычников. Были и гербы тех, кто вставал под орденские знамена – рыцарей из Бельгии, Англии, Франции, Голландии и Польши. Изображать гербы на стенах собора было престижно, цех кенигсбергских художников постоянно обновлял настенные росписи. Когда все стены были заполнены, стали делать рисунки на деревянных щитах и вывешивать их в храме. Имена художников почти не известны. Упоминаются «Петр-художник», «Готфрид-художник», Гизебрехт, Томас, позже многочисленные художники школы знаменитого Дюрера. Благодаря их росписям, собор был не только храмом, но и своеобразным музеем покорения Пруссии.
Имя создателя первого органа для собора неизвестно, упоминается лишь, что за работу он получил 4 марки на покупку плаща.
Собор во времена герцогства и королевства Пруссия.
При Альбрехте фон Бранденбург в сентябре 1523 года личный посланник Мартина Лютера Иоганн Брисман провел первую лютеранскую проповедь в Кафедральном соборе. Эту дату считают началом реформации в Пруссии. В 1525 году орден был упразднен, и образовано первое в Европе протестантское государство – герцогство Пруссия. Рядом с собором было возведено здание кенигсбергского университета - Альбертина. На южной башне вместо двускатной крыши установили двенадцатиугольный шпиль, который венчала сирена-русалка. Там же были смонтированы часы с часовым колоколом. 10 мая 1528 года собор закрепили за Кнайпхофом, позднее передан университету. 6 октября 1591 года в соборе установили алтарь. Перед алтарем было возведено распятие, Христос как бы парил над капителью, возвышаясь до самого свода. В центре алтаря восседал Бог-Отец, за ним – изваяния святых – фигуры Моисея и Иоанна Крестителя. Выполнен алтарь был из позолоченной меди. Историки утверждают, что в его создании принимал участие Карнах-младший. За алтарем располагался клирос. Подле него все знатные люди города стремились увековечить свои заслуги и достоинства своих родов и предков, множество эпитафий на плитах говорили прихожанам о прошлом. В соборе находились усыпальницы князей и знатных рыцарей, а также богатых людей более низких сословий. В центре клироса был захоронен Лютгер фон Браушшвайг (Людерус Брауншвейгский) – один из главных создателей собора. По завещанию над его могилой должна была постоянно гореть свеча. Однако впоследствии место захоронения фон Брауншвайга было затеряно, и лишь в 19 веке нашли остатки надгробья, служившие плитами для пола.
Залы собора время от времени перестраивались. В 1524 году убрали стоящие у колонн алтари, их перевезли в другие кирхи Пруссии. В восточной стороне здания воздвигли памятник Альбрехту. 10 марта 1544 года сгорела башенная часть собора (восстановлена через 8 лет). В 1562 году, вымостив «Соборный двор», университет получил право на погребение членов своего совета и их домочадцев в Кафедральном соборе. В 1620 году на втором этаже башенной части расположилась церковная библиотека, а через 30 лет прусский канцлер Мартин фон Валленродт создал библиотеку светскую, которая с 3000 томов возросла к концу 19 века до 21000 томов. В 1694 году в соборе установили орган Маинаса Обруха, который имел «10 мехов и свыше 60 голосов». Был в соборе и меньший орган, созданный мастером Шеренбергером. В 1728 году большой орган заменили еще более мощным. Построил его мастер Иоганн Мозенгель. В 1804 году в соборе похоронен И. Кант (последнее захоронение в профессорском склепе). В 1807 году собор пережил нашествие наполеоновских солдат, использовавших его как военную тюрьму, госпиталь и конюшню. В 1810 году были снесены фамильные усыпальницы у стен собора – не нашлось денег на их ремонт, разрушены и частично убраны статуи, украшавшие надгробья, плиты с эпитафиями зачастую использовали для покрытия пола. 17 января 1817 ветром была разрушена кровля здания.
Собор во времена Германии.
В 1880 году была сооружена часовня Канта, ее снесли в 1924, а вместо ее по проекту архитектора Ларса возвели колоннаду Канта, сохранившуюся до сих пор.
Сильная осадка стен (к нашему времени 1,67 метра) и колонн требовали работ по их укреплению. В 1903—1907 годах была проведена наиболее крупная реконструкция собора. Работы вел хранитель Кафедрального собора Рихард Детлефзен. С западной стороны башенной части уложили бетонную плиту со стальными балками, которые крепились к существующей кирпичной кладке, что увеличил площадь опоры стен. Детлефзен убрал штукатурку, что позволило устранить дефекты кирпичной кладки. При этом, лишившись покрова, открылись старинные фрески.
В августе 1944 года, во время бомбардировки, в соборе вспыхнул пожар, хотя непосредственно на здание ни одна бомба не упала. Была уничтожена вся кровля, внутренняя отделка, погибли находившиеся в соборе произведения искусства. Не пострадала только могила Иммануила Канта.
Кафедральный собор в советское и постсоветское время.
Первоначальные работы по очистке и консервации руин начались в 1972 – 1974 годах. Была также благоустроена прилегающая территория, посажены деревья. Под нажимом партаппаратчиков в 1974 году работы были прекращены. Многочисленные комиссии дали заключение, удобное тогдашним властям – «собор не представляет исторической ценности».
Новая попытка реконструкции была принята в 80-е годы. Проекты предусматривали устройства в соборе кинотеатра или концертного зала. Работы велись по консервации руин, частичному закреплению стен, закладке окон, что способствовало предотвращению дальнейшего разрушения.
В 1992 году создана государственная фирма «Кафедральный собор», главной задачей которой ставилось сохранение и восстановление собора. Работы по реконструкции начались в 1995 году и продолжаются до сих пор. За основу проекта взяты чертежи собора после реконструкции 1903 – 1907 годов. Производится ремонт и восстановление эпитафий, закончено строительство башенной части и возведение кровли (1999), установлены часы на южной башне. В башенной части открыта музейная экспозиция, посвященная истории Кафедрального собора, предполагается возрождение библиотеки Валленродта. Несмотря на определенные успехи, реконструкция Кафедрального собора вызвала ряд критических оценок со стороны историков и краеведов. Впрочем, и ряды сторонников реконструкции также достаточно велики.
2000 г.
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Фотоальбом здесь!
- Ценный
- Интересующийся
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: 14-07-2009 11:56:56
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 142 раза
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
До реконструкции начала 20 века собор не только был оштукатурен, но и рамы стрельчатых окон не имели массверков, а представляли собой простую прямоугольную "сетку".
В качестве примера приведу фрагмент гравюры 1844 года. То же самое - на фотографиях до реконструкции.
Отдельный вопрос - большое центральное окно над главным порталом. Схемы и рисунки по краней мере 1833 года показывают, что оно, как и все окна, имела раму в виде прямоугольной сетки.
На фото конца 19 века оно уже имеет большой красивый массверк (интересно, в какие годы был выполнен), а в ходе реконструкции 1903-1907 года оно исчезает, уступив место "современному" окну, поменьше размером и с новым массверком.
В качестве примера приведу фрагмент гравюры 1844 года. То же самое - на фотографиях до реконструкции.
Отдельный вопрос - большое центральное окно над главным порталом. Схемы и рисунки по краней мере 1833 года показывают, что оно, как и все окна, имела раму в виде прямоугольной сетки.
На фото конца 19 века оно уже имеет большой красивый массверк (интересно, в какие годы был выполнен), а в ходе реконструкции 1903-1907 года оно исчезает, уступив место "современному" окну, поменьше размером и с новым массверком.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5676
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2680 раз
- Поблагодарили: 4443 раза
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
дополним картинкамиЦенный писал(а):Отдельный вопрос - большое центральное окно над главным порталом. Схемы и рисунки по краней мере 1833 года показывают, что оно, как и все окна, имела раму в виде прямоугольной сетки.
На фото конца 19 века оно уже имеет большой красивый массверк (интересно, в какие годы был выполнен), а в ходе реконструкции 1903-1907 года оно исчезает, уступив место "современному" окну, поменьше размером и с новым массверком.
древнота до реконструкции и после и главный вход тоже весьма поменялся
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
-
- Архивариус
- Сообщения: 3082
- Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
- Благодарил (а): 960 раз
- Поблагодарили: 1662 раза
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
Фото начала 20 века - некоторые подробности реконструкции и реставрации собора в 1900 -х годах.
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
- wrangel str.
- Исследователь
- Сообщения: 736
- Зарегистрирован: 29-10-2009 06:13:41
- Благодарил (а): 643 раза
- Поблагодарили: 590 раз
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
Фото-4, -вид от дома №3 по Пауперхаусплатц, здание унитэта заканчивалось вровень с южной стеной Собора. Фото-5 -боюсь ошибиться, но в своё время переводил подпись под этим фото как- испытание грунта на прочность...(кирпичную колонну нагружают и наблюдают за осадкой)
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5676
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2680 раз
- Поблагодарили: 4443 раза
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
лол, видимо от раскрашивателей "17 мгновений"SKY писал(а):В цвете.
"AGFA" решает! и еще интересное по внутрянке и некоторая утварь
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- SKY
- Исследователь
- Сообщения: 526
- Зарегистрирован: 25-10-2010 10:15:01
- Откуда: Königsberg
- Благодарил (а): 571 раз
- Поблагодарили: 557 раз
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
Валленродтскую библиотеку уже упоминали.
Несколько видов.
Несколько видов.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5676
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2680 раз
- Поблагодарили: 4443 раза
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
получшее какчествомSKY писал(а):Северная сторона собора, 1833 год
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5676
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2680 раз
- Поблагодарили: 4443 раза
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
Памятник Альбрехту крупно
Одна из эпитафий в наружной стене
она же при Советской власти (из "зеленой серии")
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Если мы будем только читать, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
-
- Интересующийся
- Сообщения: 251
- Зарегистрирован: 15-09-2011 11:15:04
- Откуда: Regiomonte
- Благодарил (а): 85 раз
- Поблагодарили: 229 раз
Re: Königsberg (Калининград), Кафедральный собор
Интерьер Кафедрального собора после налёта английской авиации в августе 1944 года. Фото взято со страницы 46 журнала «Koenigsberger Buergerbrief» № 42 за 1994 год.
Мир через культуру