Статья опять же и по району, и по личности. Надеюсь, сюда будет правильно. Итак, о Ловисе Коринте и улице Спортивной читаем здесь:
ХУДОЖНИК И УЛИЦА
Есть в Центральном районе Калининграда неказистая в своем начале улица Спортивная. Как у многих других улиц нашего города, ее название не связано ни с историей, ни с особенностями местности, ни с занятием населения. Сколь-либо заметных спортсооружений на улице нет. Занятия людей здесь тоже далеки от спорта. Особенно у тех, кто собирается на берегу находящегося неподалеку двойного озера с теперешним названием не то Школьное, не то Дзержинец для веселья, которое, как известно, для некоторых заключается в питье. Впрочем, невдалеке, за озером, расположен стадион «Пионер»…
До 1945 года улица звалась Ловис-Коринтштрассе, озеро же — Хаммертайх. Живописец и график европейского уровня Ловис Коринт родился в г. Тапиау (Гвардейск) в 1858 году. Учился в 1876—1880 гг. в Кенигсбергской академии художеств, затем в Мюнхене и Париже. Одно из зданий Академии находилось на Хаммервег (проспект Мира). Сейчас там школа № 21. Много лет спустя в этой школе учился космонавт Леонов.
Рассказывают, что несколько поколений молодых художников выходило на берег озера Хаммертайх на этюды. Зимой не столько рисовали, сколько катались на коньках. Летом купались в чистейшей воде, где водилась форель. Не знаю точно, бывал ли Ловис Коринт здесь, скорее всего, бывал. Очень уж красивы и загадочны были берега Княжеского ручья, питающего озеро. Так дрожали блики солнечного света, пробивающегося через листву, что, вероятно, именно здесь возникло у молодого художника стремление к импрессионистской форме и мифологическому содержанию.
Умер художник в Голландии в 1925 году и вскоре был увековечен в родных краях. На карте Кенигсберга за 1931 год рядом с Академией художеств как продолжение улицы художника Дюрера (ныне Лесопарковая) обозначена улица Ловиса Коринта. Правда, домов на ней было совсем мало, зато прилегающий лес и водные объекты содержались по-немецки аккуратно.
Германия первой трети XX века. Военное поражение. Демократическая Веймарская республика. Безработица, проституция, спекуляция. Десятки дерущихся между собой партий. Все это многократно описано в литературе, в том числе и в художественной, например у Ремарка. Из той поры обычно вспоминают другого известного кенигсбергского художника, точнее, художницу, Кете Кольвиц, и ее картины ужасов и нищеты. Коринт же рисовал чувственных женщин и богов. Его картины хранятся в галереях Дрездена и Бремена. Произведения обоих мастеров оказали большое влияние на последующих художников Германии.
Давно известно, что жизнь и исторические события нельзя изобразить только в два цвета; черный — зло, белый — добро. В любом явлении есть множество цветов и оттенков. Была ли у Германии альтернатива тому, что случилось в 1933 году? Вряд ли, так же, как у России в 1917-м. Иначе бы она развалилась как нация. И то, что потом оказалось трагедией для всех, поначалу воспринималось немцами как единственная возможность покончить с бедностью, депрессией, анархией. В те годы на улице Ловиса Коринта, и особенно на соседних, появилось множество новых домов, что видно на карте 1939 года. Выполнялась социальная программа национал-социалистов: каждому рабочему — свой дом и «фольксваген». Многоквартирных домов, как при Веймарской республике, не строили, что позволило пощадить природу. Многие улицы были тогда переименованы в честь вождей партии и генералов (спустя 10 лет история повторилась при другой партии и других генералах). Но улицу Коринта не тронули, хотя и нет данных, что он как-то разделял взгляды нацистов.
Первые свалки появились на улице Ловиса Коринта, видимо, в конце войны или в первые послевоенные годы, когда их вскрывали при рытье котлованов под фундаменты, я немного покопался в мусоре, а основательно его изучили подростки в поисках бутылок, посуды и прочих раритетов.
В послевоенные годы Спортивная улица ветшала. Вокруг домов, занятых переселенцами, возникли неопрятные огороды и пастбища. Лес был захламлен. Озеро стало зловонным от неочищенных стоков гаражей и канализации. Здесь было построено за предперестроечные годы гаражное общество — удивительное изобретение загадочной русской души.
Когда же в российском сознании наступило просветление, улицу начали застраивать особняками. Сколько копий было переломано по их поводу! Хотя кажется вполне очевидным, что спасти этот, наверное, самый живописный район города от окончательного одичания можно только одним способом — отдать людям, которые хотят жить по-человечески.
Недалеко от начала улицы Спортивной ныне появился переулок с тем же названием. И если по той причине, что исправить ошибку всегда сложнее, чем сделать, не удастся вернуть имя художника всей улице, будет более чем справедливо присвоить имя Ловиса Коринта хотя бы переулку Спортивному. Пусть через наш город прошло множество выдающихся людей, но художник-импрессионист такого класса был один.
В. МОСКАЛЕЦ, кандидат географических наук.